Последнее время из года в год «Золотая маска» проходила с всё большим и большим размахом. Но на этот раз ей, кажется, удалось переплюнуть саму себя – за полтора месяца фестиваль покажет в Москве около ста спектаклей.
Равного по насыщенности и количеству участников смотра, возможно, у нас ещё не было – сравниться с ним может разве Театральная олимпиада 2001 года, на которую приезжали 150 постановок из 50 стран; правда, длилась она три месяца. Тем не менее, ясно, что на этом грандиозном театральном пиршестве будет немало пресных, подпорченных и просто безвкусных блюд. Верно сориентироваться в таком многообразии почти невозможно, особенно учитывая, что часть спектаклей, которые будут показаны всего по одному разу, играют на разных площадках в одно и то же время.
«ОКОЛО» предлагает свой вариант путеводителя по фестивалю, советуя
8 СОБЫТИЙ «ЗОЛОТОЙ МАСКИ», КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ПРОПУСТИТЬ
- «Польский театр в Москве»
С 4 по 24 марта «Золотая маска» впервые проводит специальную программу «Польский театр в Москве». Польский театр, в XX веке благодаря Тадеушу Кантору и Ежи Гротовски во многом определивший развитие современного театрального процесса, и сегодня сохраняет своё влияние, оставаясь полем для сценических экспериментов, во многих других странах до сих пор невозможных – как по степени творческой, политической, социальной свободы, так и по глубине, нестандартности формы, сложности смысловой структуры и сочетания самых разных текстов в пределах одной постановки. В Москву приедут спектакли лидеров польской режиссуры – Криcтиана Люпы, Кшиштофа Варликовского, Майи Клечевской и Гжегожа Яжины.
4 и 5 марта в Театре Российской Армии
«(А)поллония» Варликовского, Новый театр (Варшава) – монументальное полотно о Второй мировой войне и Холокосте, исследующее всю польскую историю XX века, созданное на основе «Алкесты» Еврипида, «Орестеи» Эсхила и романа Ханны Краль «Аполлония», с вплетением многих других литературных фрагментов.
«Мы хотим, чтобы наши античные персонажи воспользовались преимуществом нашего знания о войне и жертвенности, приобретенного в период после окончания их эпохи и до наших дней. Мы позволили себе абсолютную свободу, задавая наиболее актуальные вопросы. Но в то же время мы понимаем, что это извечные вопросы, и человечество ставит их перед собой на протяжении всей своей истории» - говорит режиссёр.
[youtube]9u479B9UddI[/youtube]
9 и 10 марта в Доме Искусств «Кузьминки»
«Персона. Мэрилин» Люпы, Варшавский Драматический Театр. Уже показанный осенью в Петербурге на «Балтийском доме» спектакль про Мэрилин Монро – первая часть задуманной постановщиком трилогии о людях, превратившихся в образы, ставших глобальными социокультурными мифами XX века. О мучительном разладе между тем, какой ты есть и как тебя воспринимают, о том, как человек становится иконой.
14 и 15 марта на сцене Центра Мейерхольда
«Вавилон» Клечевской, Польский театр из города Быдгощ. Основанная на пьесе Эльфриды Елинек «Бембиленд» постановка говорит об агонистическом крахе современного мира, утратившего все первоосновы и моральные критерии, о человеке, оставленном Богом. На сцене находится место и Иисусу, и ангелам, и голым телам, и эпизодам мастурбации.
24 марта в Театре Моссовета
«T. E. O. R. E. M. A. T.» Яжины, театр “TRWarszawa”– Яжина обратился к фильму Пазолини «Теорема» о прекрасном юноше, вторгшемся в жизнь одной семьи, ставшим объектом сексуального влечения всех её членов и вдруг исчезнувшим безвозвратно, лишив каждого из них смысла жизни. Спектакль подчёркнуто эстетичен, построен на плавных, скульптурных мизансценах и завораживающих образах.
[youtube]v0rQG4AM_xM[/youtube]
Помимо спектаклей, в рамках программы пройдут множество дискуссий, круглых столов, обсуждений, читки современных польских пьес. Также состоится спецпроект «Золотой маски» -
12 и 13 марта Киевский вокзал станет площадкой для грандиозной «Железнодорожной оперы», созданной польской арт-группой «komuna//warzsawa» и московским «Liquidtheatre», сотканной из наполняющих железнодорожный узел звуков, голосов реальных пассажиров. Зрителем может быть любой желающий – достаточно просто прийти на вокзал к 20:00 и получить наушники, через которые будет транслироваться исполняемая вживую музыка.
- «MISTRAS» («МАСТЕР») Римаса Туминаса
3 и 4 марта, Центр Мейерхольда. Первый спектакль, поставленный Римасом Туминасом в его родном Вильнюсском Малом театре с тех пор, как он переехал в Москву, повествует о самоидентификации литовской нации. Действие происходит в XIX веке, среди персонажей Шопен, Бальзак, Мицкевич и Жорж Санд, но главный герой – литовский землевладелец Анджей Товианский, провозгласивший себя Маршалом Господа Бога, Божьим Викарием на Земле и создавший в Париже секту.
- «БИТВА У»: спектакль в школе
13 марта, Школа №123. Спектакль Лиепайского театра из Латвии играется в обычной школе. Зрители наблюдают за школьной жизнью во всей её красе, переходя из класса в класс, сидя на 15-минутных уроках, успевая побывать в туалете, столовой, актовом зале и кабинете директора.
- «У НАС ВСЁ ХОРОШО»: театр вокруг
16 марта, Театр имени Пушкина. Московский режиссёр-немец Георг Жено поставил в Саратовском театре пьесу Доротеи Масловской о саморефлексии и самосознании поляков – на прошлой «Золотой маске» её можно было увидеть в интерпретации Яжины. Зрители спектакля сидят на сцене, на постоянно двигающемся поворотном круге.
- Михайловский театр: да здравствует Кехман!
18 и 19 марта, Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко. Пребывание Владимира Кехмана директором питерского Михайловского театра наконец принесло плоды: впервые он участвует в «Золотой маске», причём с разными спектаклями, почти во всех номинациях, и в опере, и в балете. Оперу Галеви «Жидовка» француз Арно Бернар переименовал в «Иудейку» и перенёс её действие в Третий рейх. А вместе с участвующим в конкурсе одноактным балетом «Минорные сонаты» молодого хореографа Славы Самодурова будут показаны выходящие в марте «Дуэнде» и «Без слов» - новые версии балетов знаменитого Начо Дуато, ставшего недавно главным балетмейстером Михайловского.
[youtube]DR3d3jJf6LU[/youtube]
- «Эдип. Собачья будка»: «антиутопия из жизни собачьего большинства»
25 и 26 марта, Центр Мейерхольда. Владислав Троицкий поставил в Киевском Центре современного искусства «ДАХ» спектакль, объединивший пьесу авангардного режиссёра и драматурга Клима «Собачья будка» с трагедией Софокла. В первом действии зрители смотрят сверху вниз за копошением заключённых в клетках, во втором сами оказываются под сценой, чтобы быть в финале заколоченными досками.
- «Семь лун»: саундрама по-узбекски
29 и 30 марта, Центр Мейерхольда. Владимир Панков поставил в узбекском театре «Ильхом» очередной спектакль в придуманном самим собой жанре, взяв за основу поэму средневекового поэта Алишера Навои. Здесь тесно переплетаются русский и староузбекский языки, современная и национальная музыка.
- «Екатерина Ивановна»: гроза Ярославля
12 апреля, Мастерская Фоменко. Спектакль Ярославского театра драмы имени Волкова – единственный конкурент Москвы и Петербурга в конкурсе постановок большой формы. Создал его только что объявленный новым директором коллектива Евгений Марчелли, привычно для себя насытив пьесу Андреева экспрессивной, искрящейся чувственностью и брутальным натурализмом. Консервативный город-колыбель русского театра был в шоке.
Задуманная как фестиваль российских спектаклей, сейчас «Золотая маска» стремится всё серьёзней и серьёзней представить масштабную картину театра мирового. Грустно только, что русский на его фоне теряются, и хедлайнерами смотра неизбежно становятся, прежде всего, внеконкурсные спектакли из других стран.
Николай Берман