О премьере музыкального перформанса «Трикстер».
В первый день нового года «по-восточному» в малом зале московской библиотеки им. Тургенева состоялась премьера красочного шоу под названием «Трикстер. Легенды о кролике Виннебаго». Просвещенный зритель моментально уловил в этом загадочном названии радостные воспоминания своего «чингачгуковского» детства: ветер прерий, дым над вигвамами, перья в прическе и, таким образом, интерес к проекту побил все ожидаемые рекорды. Американисты, журналисты, дизайнеры, модельеры, музыканты и просто заглянувшие «на огонек» на час с небольшим погрузились в настоящий транс, словно все дружно сделали затяжку из «трубки мира». По своей сути «Трикстер» - забавное и поэтичное сказание, которое бережно сохранило для потомков весьма экзотичную необычность представлений первых жителей Северной Америки об окружающем их мире, обрядах, поговорках и непростом укладе жизни, полностью зависящей от природы. Отголоски этой, на взгляд современного человека, несколько «галлюциногенной» прозы слышны в произведениях Льюиса Кэрролла, Алана Александра Милна и даже Милорада Павича. Главный герой спектакля - маленький Кролик - трикстер – мифологический плут и пройдоха. Термин «трикстер», не всегда знакомый даже бывалым филологам, ввел американский этнограф Пол Радин в 1956 году, когда описывал своего необычного персонажа: «Он и недочеловек, и сверхчеловек, бестия и божество, а самая главная и бросающаяся в глаза его черта – его бессознательность... Хотя он и не зол по-настоящему, он вытворяет самые жестокие вещи лишь из откровенной бессознательности и несвязанности». «Трикстер» - это своеобразная индейская Книга бытия. С точки зрения древних североамериканцев Творец Земли послал к людям рожденного от девственницы Кролика, не обычное млекопитающее, а божественное создание, способное своими, подчас жестокими шалостями помочь людям адаптироваться на пока еще необжитой ими Земле. С детским простодушием и взрослой решимостью Кролик расправляется со всеми врагами людей и учит их управляться с тем, что даровал им Творец. По ночам маленький созидатель плачет от жалости к человечеству, которое не может быть вечным, как он сам. Проводниками столь редкой на нашей сцене тематики явились участники московской группы «Глупый белый», чье название возникло под соответствующим влиянием фильма Джима Джармуша «Мертвец». Как основоположник российского акустического даба коллектив постоянно экспериментирует со звуком, на каждом концерте повергая зрителя в неповторимый энергетический драйв. В новом проекте «Глупый белый» объединил свое музыкальное творческое «эго» с силами профессионалов театра, живописи и различных жанров современной художественной графики – компьютерной, видео и анимации.[youtube]oR-i1IXwriY[/youtube]
Зрелище получилось впечатляющим и в буквальном смысле слова красочным - под волшебными пальцами художников - аниматоров Анны Чигаровой и Натальи Хариной прямо на глазах у зрителя из ярких акриловых красок возникал удивительный калейдоскоп стилизованной первобытной индейской живописи: кролик Виннебаго, кузнечики, вигвамы, канадские елки-палки, человечки, символы и божества. Вся эта красота время от времени перебивалась аутентичными черно - белыми кадрами костюмированных шаманских танцев американских индейцев, снятыми в те незапамятные времена, когда их цивилизация была уже на излете. Поэтичный, хотя и явно постановочный сюжет про «настоящего индейца», который провожает на берегу свою скво, отплывающую на пироге, окончательно оторвал зрителей от мокрой повседневности московской зимы. К реальности возвращали только комичные и вполне современные реплики, которыми разбавлял текст про Кролика - трикстера актер Александр Рахленко. Его хорошо поставленный голос доносился не со сцены, а из первого ряда зрительного зала, и сидевшим в последних рядах казалось, что он исходит из самой глубины исчезнувшей индейской цивилизации. Этот эпически - пафосный эффект сглаживал смешной яркий берет с помпоном, придавший чтецу и всей атмосфере спектакля камерно – домашний вид. Яркие этно - костюмы в индейском стиле и сочный грим – произведение московского модельера и художника Елены Теплицкой, известной своим участием во многих художественно- экспериментальных проектах. Вкупе с пространственно - адекватными, бесподобно орнаментированными декорациями Дмитрия Соколова – Максимова они задали правильную интонацию всему происходящему на сцене. В завораживающем музыкально – шумовом оформлении спектакля группа «Глупый белый» задействовала целый арсенал самой невероятной этнической и экзотической перкуссии: африканские барабаны и северный варган не перечили выносящим мозг звукам австралийской диджериду и обычным железным пробкам от пивных бутылок, собранных в кучу на веревочках. Когда в этой парадоксально слаженной какофонии драм – перкуссии заиграла электрическая гитара, а пронзительно чистые басы соединились с каплями – звуками из синтезатора, отчетливо проявилась и основная тема трогательного плутишки кролика – нежная мелодия, красиво завершившая весь этот потрясающий музыкально – театрально – художественный беспредел. Дружное и согласованное взаимодействие различных жанровых дисциплин в рамках одного сценического действа явило собой абсолютный авангардный перформанс, который хоть сейчас целиком помещай в музей современного искусства.
Чуть ли не во всех мифологиях есть персонаж, действия которого колеблются от спасительной помощи до пакости, иногда даже откровенного злодейства. Во всех трёх случаях отличительная черта — хитрость. Даже поступая благородно, трикстер достигает цели с помощью хитрости. Ну это если примитивно говорить, а в тексте приведена замечательная цитата из Пола Радина.
Примеры: Улисс, Гермес, Локи, австралийский Ван Ворон, осетинский Сырдон, ещё в сказаниях об Уладах был какой-то Брикрен или как его там…
Господа, а расскажите, как Вы понимаете этот новомодный термин «трикстер»?
08.04.2011 в 20:00
Библиотека им. Тургенева, Бобров пер.6,стр.1
Москва, М Тургеневская, Чистые Пруды,
+7 (495) 625-48-89
Антон, постараюсь узнать и сообщу дополнительно Вам по почте.
Очень было бы интересно узнать, где и когда это ещё идёт (и можно ли попасть по студенческим).