Искусство и политика на словах и на плакатах

artlib_user-362-photo_imgПортал "Около" побеседовал с членом Союза художников России, членом Петровской Академии Наук и Искусств, творцом в области политического плаката и сфере графического дизайна - Игорем Петрыгиным-Родионовым.

- Как давно Вы занимаетесь политическим плакатом? Какой путь прошли за это время? Политическим плакатом я занимаюсь с начала 80-х годов прошлого века (звучит, однако!). Еще будучи студентом ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, я участвовал в различных международных конкурсах плаката, проводимых в советское время, как правило, всесоюзным монстром с великим и ужасным названием "Издательство ЦК КПСС "Плакат", где, несмотря на идеологические рамки, работали немногочисленные, но настоящие профессионалы и умницы.kulturnaia stolica В романтические времена перестройки, когда искались новые, адекватные времени формы политической рекламы, востребованной стала школа ленинградского плаката, всегда отличавшася культурой лаконичности знаковой графической системы и образностью шрифтового решения. В это время, помимо отдельных работ, я сделал достаточно авангардную серию плакатов к выборам на Первый съезд народных депутатов СССР и ставшему последним в истории съезду КПСС, за что получил серебряную медаль лауреата ВДНХ СССР. Весьма любопытной стала так называемая Историческая встреча американских и русских дизайнеров, организованная Международной Академией графического искусства (США). 20 самых известных дизайнеров Америки выбрали 20 художников из Питера и Москвы, с которыми бы они хотели пообщаться. Некоторые прилетели на нее на личных самолетах и с изумлением смотрели на уровень наших разнообразных работ и состояние художественных мастерских, в которых они делаются. Впоследствии, многие друзья уехали за рубеж и успешно продолжают, слава Богу, свою творческую жизнь там. Вообще же, разнокалиберных выставок было и есть много. Из них можно отметить персональную выставку в Санкт-Петербургском Союзе художников в 2009 году, на которой экспонировались работы, сделанные за последние 2 года. Выставку устроили для того, чтобы показать, что политический плакат жив и интересен, о чем говорит книга отзывов. - Каковы особенности этого направления в изобразительном искусстве? modaПолитический плакат имеет те же законы и особенности, что и любая реклама. Она должна быть точна, умна и профессиональна. Политика - точно такой же товар, как и любой другой и продавать его нужно эффективно, учитывая все особенности аудитории. Наши замечательные левые движения никак не могут понять того, что пока они делают свою рекламу в духе агитпроповской макулатуры (я не имею ввиду, разумеется, мастеров-классиков: Клуциса, Родченко, Моора, Дени, Маяковского, Тоидзе и др.) или печатают самопальные листовки, отвращающие своим видом от самых здравых идей, - дело их, конечно, правое, но гиблое. Власть умнее, хитрее и талантливее. Стоит вспомнить хотя бы выступления Путина, срежиссированные по образу нацистских съездов из фильма А.Паркера "Стена" и имеющие аналогичный визуальный ряд. Конечно, здорово, если твои идеи совпадают с гражданской позицией художника; но если нет - все равно слушайся профессионала. В конце концов, от врача требуется положительный результат и умение, а не наличие партбилета. Вот почему в той же КПРФ самый зрячий - О.Смолин. - Какое влияние имеет политический плакат сегодня? smiТем или иным образом, правила воздействия политического плаката реализованы на телевидении, в печатных СМИ и интернет-пространстве. Собственно плакат в виде, скажем, передвижных выставок используется крайне мало, так как забыта или не понимается его роль и эмоциональная сила. Я прекрасно помню, как во времена контроля одной партией всех СМИ в Ленинграде одновременно проходили 2 выставки - И.Глазунова в Манеже и ленинградских плакатистов под названием "Совесть" - в Этнографическом музее. Так вот, очередь на выставку плаката была ничуть не меньше, потому что всегда хочется правды, которую всегда нельзя. А ситуация сейчас в стране - такая же или еще хуже, потому что у власти теперь не испуганные коммунисты, а вороватые комсомольцы. На сайте artlib.ru есть небольшая галерея моих плакатов и тот факт, что она занимает примерно 40-ое место среди 9000 авторских галерей, свидетельствует о популярности плаката как вида графического искусства. - Как действующая власть реагирует на критические плакаты вашего исполнения? ohtaЯ не видел какой-либо прямой реакции власти на мои работы, хотя точно знаю, что они просматриваются и отслеживаются. Конечно, наивно думать, что благодаря плакатам прекращено сокращение армии или строительство Охта-центра, но уверен, что в этом есть заслуга и моих работ, и работ моих коллег по творческоиу цеху. - Какие из Ваших работ популярны больше всего? Какие любите Вы сами? В зависимости от происходящего, популярными становятся плакаты, посвященные то борьбе "великих" прибалтийских государств с советским прошлым, то нашим славным реформам, то толерантному экстремизму, национальному вопросу и т. п. В прошлом году москвичи пригласили на свою большую выставку питерских плакатистов. Наших работ было не много, но самыми популярными в результате опросов и зрительских голосований стали мои плакаты "Кто виноват?", "Я так их ничему и не научил" и "Оно самое". Среди любимых: "Еще партию?",eche partuyouпотому что был сделан сразу после государственного переворота 1993г. и стал хоть каким-то выходом для всей боли и унижения, "Здравствуйте, двоечники!", "Russian TV", "КультУРНАя столица", "Монетизировано"... Список уточняется, одним словом...По-своему дорог плакат "На все вопросы отвечает Ленин" по поэме А.Вознесенского "Лонжюмо", благодаря которому познакомился с великим поэтом, любимым с ранней-ранней юности. - В каком политическом строе мы живём сегодня, и как этот строй влияет на культуру в целом и на Вас в частности? kto vinovatСтрой - плутократия. Этим сказано, наверно, многое. Ничего общего не имеет ни с одной здравомыслящей политической системой. Вот теперь-то точно по Говорухину: "Так жить нельзя". Строй влияет на неокрепшие умы, в силу тщательно и намеренно извращаемой шкалы ценностей, хотя есть ощущение настающего отрезвления. События на Манежной площади - один из добрых симптомов. Культура старательно подменяется попсой для лучшей управляемости, граждане - электоратом. Образование уничтожается на корню. Еще Победоносцев, опасаясь народных бунтов, сказал в свое время: "Русскому человеку образование не надобно, ибо научает логически мыслить". На меня лично строй не влияет никак, разве что все чаще возникает чувство брезгливости. Я - стойкий оловянный солдатик. - Какое искусство сегодня особенно ценно, а какое востребовано в России и в мире в целом? Смотря кем востребовано и смотря где. В мире, стремящемся к наукоемким технологиям, техническому прогрессу и гуманистическому обществу на основе христианской морали, идет некая игра в "Квадрат Малевича". Идет, скорее, для того, чтобы оставить за искусством и художником элемент недосказанности и непонятности в рациональном и логичном мире. А востребованными остаются Рахманинов и Ренуар. В России сейчас востребовано то, что можно дороже перепродать или что подходит под цвет рамы, а рама под цвет обоев, в лучшем случае. К сожалению, в нашем бедном Отечестве всегда жива сила, желающая видеть Пушкина исключительно в роли героя анекдотов, а вместо Третьяковской галереи - галерею М.Гельмана. Власть умело пользуется тем, что сбитому с толку, измученному человеку "Зайка моя" понятнее и ближе, чем человеко-собака О.Кулик, бегающая без порток. А если "Зайка" на партийном концерте еще и призовет голосовать за кого надо - можно быть спокойным за будущее ("Зайкино"). Поэтому и наказание за хулиганство великовозрастного поющего нарцисса становится государственной проблемой. - Любимые художники, деятели культуры? Почему именно они? ed rosИз современных и ныне здравствующих любимые: БГ, Ю.Поляков, М.Веллер, А.Балабанов, Н.Михалков, при всех их наивностях и заносах - обязательных спутниках личности нестандартного масштаба. Люблю их за талант, трезвость, чувство Родины и стыда, за искренность и Бога в душе. К сожалению, это уже "уходящая натура", а смены не очень-то и видно. Больно то, что почти каждое значимое явление таланта и личности в нашей культуре имеет вторую дату после рождения. Как когда-то посетовал Б.Окуджава: "А все-таки жаль, что нельзя с Александром Сергеичем...", так сегодня нельзя с Владимиром Семенычем. Вообще же, картина в современном изобразительном искусстве, литературе, театре и кинематографе, на мой взгляд, достаточно удручающая. Идет самодостаточный и самодовольный поиск новых форм при явном неумении рисовать, писать и незнании нотной грамоты. Эстеты учат торжеству толерантных идей посредством какашек на холсте, почвенники - любви к родине при помощи канонизации портянки. Очень многое укладывается под симптомы и диагнозы учебников по психиатрии. - Что по вашему мнению ждёт нашу страну и культуру в ближайшее время? Конечно, очень хочется верить, что "Россия вспрянет ото сна", но боюсь повторения услышанного на выборах 1996 года от группы рабочих и пенсионерок, обсуждавших, почему надо голосовать за Ельцина: "Он наш, потому что он пьет." И "Он такой красивый"... А в культуре будет все, как всегда. Как у Вознесенского: "Воюет с извечной дурью, для подвигов рождена - Отечественная литература, Отечественная война". Не стоит забывать, что "дубина народной войны" - величина в России постоянная. Еще намашемся. - Как Вы оцениваете "Дело Ходорковского"? И что необходимо сделать или что ни в коем случае нельзя делать? 31 statia konstituciiВ силу недостаточного владения информацией и знанием всех тонкостей этого дела, я не могу сделать однозначных выводов и оценок. Но мне кажется, оно напоминает внутриклановую разборку, когда свои же сдают наиболее порядочного и умного отступника, пожелавшего жить не по понятиям, а по закону. Что делать? Менять все, с самого верха. Политическую и, следовательно, судебную и остальные системы. А главное - систему нравственную. Чего не делать? Ни в коем случае не отдавать дело оздоровления страны в руки бывших вице-премьеров с глазами наперсточников и фурий перманентных революций. Эти герои вчерашних дней всегда хотят, как лучше, а делают по Черномырдину. У меня есть вопрос к Э.Лимонову: уважаемый Эдуард Вениаминович! Вы - талантливейший писатель, гражданин и смелый человек - что Вы делаете в этой компании? Ей ведь не другая Россия нужна, а другое - вместо России. (По возможности мы свяжемся с Э.Лимоновым и передадим ему Ваш вопрос - "Около") - Каков  "Герой нашего времени" сегодня? batkoУ нашего времени не один герой, а целых два: первый (очевидно, по задумке имиджмейкеров) разъезжает на желтой отечественной машинке и потому близок и понятен аудитории тридцати-сорокалетних граждан; второй - продвинутый пользователь яблочных девайсов - кумир молодежи и интернет-сообщества. А если серьезно - это молодой человек, который больше не "идет за "Клинским", сколько его ни посылают с телеэкрана, не бегает строем или сжигает книги вместе с "Нашими" и никогда не переступит порог "Дома-2" или подобных мерзостных нацпроектов. У него уже крепнет иммунитет к вранью и идиотизму. Он многое понимает и видит. И сделает то, что должно. Поэтому господа (бывшие товарищи) в дорогих, но исторически неуклюжих костюмах так усердно пытаются не допустить его взросления и образованности. Потому что боятся его. И правильно делают.
Виктор Васильев

Отзывы

Комментариев: 0

  1. Виктор Васильев

    Портал ОКОЛО пытался связаться с пресс-секретарём Эдуарда Лимонова, чтобы лидер политического движения по возможности отреагировал на публично заданный вопрос. Пока никаких комментариев мы не получали.

    Виктор Васильев, руководитель портала ОКОЛО

  2. Антон

    Круто.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения