Вот уже 4 года спектакль “Товарищ Кисляков” собирает полные залы на Новой сцене Александринского театра. В чём секрет успеха постановки про первые послереволюционные годы жизни интеллигенции? Режиссёр Андрей Калинин обращается к роману Пантелеймона Романова (1930), который наделал много шума как в среде русской эмиграции, так и в России. В нём рассказывается история инженера, который, во что бы то ни стало, хочет “уцелеть” в новом строе. Вместо томительных душевных терзаний на суд даётся в высшей степени детективная, полная страстей драма.
Играют спектакль в чёрном кабинете, декораций нет, есть только отдельные предметы мебели, которые несут в себе функцию символов эпохи (сценография — Андрей Калинин, Алиса Юфа). Полная историческая достоверность здесь не нужна, так, просто крупными мазками наметить исторический контекст. Из темноты проступают герои, исчезая в ней же, уступая место другим. Зрителя долго не томят, с первых минут сразу закручивая сюжет. Товарищ Кисляков (Иван Трус), только явившись на сцену, задумчиво протирает кинжал от крови и прячет его в карман пиджака. “Следствие по делу о загадочной драме на Садовой улице 1-го октября в квартире научного работника Аркадия Незнамова не могло установить, было это убийство или самоубийство” — звучит ремарка за сценой. Ипполит Григорьевич Кисляков садится за рояль и начинает наигрывать бодрую мелодию.
В исторический музей, где спряталась от революционной действительности интеллигенция, назначают нового директора из рабочих и нескольких его товарищей. Ипполит Кисляков робко помогает развернуть алый транспарант с лозунгом. Интеллигенция в замешательстве. Дальше перед зрителями разворачиваются “бытовые и семейные обстоятельства” жизни Кислякова — уплотнение приводит его к жизни в одной комнате вместе с высокодуховной, закатывающей скандалы женой (Василиса Алексеева), бдящей всё жениной тёткой (Сергей Еликов), вечно лающим фоксом Джери (Никита Барсуков), а окружают его разнородные соседи по коммунальной квартире.
Вскорости к Кислякову из Смоленска приезжает его лучший друг детства Аркадий Незнамов (Пётр Семак). Он учёный, высоконравственный интеллигент, внешне похож на Карла Маркса и философски рассуждает о нынешнем положении интеллигенции и её миссии. С ним приезжает молодая жена Тамара (Олеся Соколова) — прекрасная и бойкая начинающая актриса. Вот она то и возродит страсть в Кислякове, ловко маневрируя среди мужчин, манипулируя то любовником, то своим мужем. Как скажет она сама: “ей нужно пристроиться”, «красота её оружие». Теперь перед нами показаны все представители общества послереволюционной России. Дальше все они будут искать способы существования и выживания в новой исторической реальности.
Режиссёр помогает тексту проявиться в спектакле, укрупняя и иногда доводя до гротеска поступки героев. Поговорки получают визуализацию, здесь Кисляков буквально переобувается из ботинок в сапоги. Представитель интеллигенции Незнамов самовольно ложится в гроб со свечкой и умирает. Захребетница жена ездит на спине мужа и душит его ногами. Кисляков постепенно и внешне, и внутренне превращается в “товарища”, осознавая это чётко и не скрывая изменения от себя самого.
Из шубы фокса Джери появляется новый рабочий директор Полухин, который недавно вгрызался в ногу Кислякова на званом обеде. С Полухиным происходит то же превращение, но в обратную сторону: он постепенно отбивается от своей стаи, и дело переустройства музея становится для него “делом его жизни”, как когда-то строительство железных дорог в Сибири было делом жизни для Кислякова. Перед зрителем пролетает картина “безусловного разложения” интеллигенции, у которой переломлен хребет, и путь компромиссов приводит в никуда.
Текст: Наталья Яковлева
Фото театра