Текст Мария Фрид
Лиромания. Москва, да и только!
23 апреля исполнится 400 лет со дня смерти величайшего драматурга и поэта Уильяма Шекспира, и поскольку 2016 год назван Годом языка и литературы Великобритании и России, множество мероприятий будет приурочено к этой дате. Например, в 50 городах России и стран СНГ в местных кинотеатрах можно будет увидеть трансляции самых ярких постановок Шекспировского театра «Глобус». А для тех, кто предпочитает живую актерскую игру, всегда доступны спектакли по мотивам пьес великого драматурга в самых разных режиссерских вариациях: от классической постановки «слово в слово» до радикальных проявлений постмодернизма. Один из таких спектаклей – «Лиромания» в Театре Луны – фаворит москвичей и долгожитель, который занимает почетное место в шекспировском репертуаре столичных подмостков.
«Лиромания» на сцене Театра Луны уже почти 11 лет (премьера состоялась в сентябре 2005 года). Автор проекта и режиссер – постановщик - Сергей Проханов, художественный руководитель театра, который написал или переработал большинство «лунных» постановок. Артисты говорят, что на первый взгляд разношерстный репертуар объединен одной мыслью и целью: показать обратную сторону жизни, которая скрыта от нас, как обратная сторона луны. И действительно, многие работы Проханова пронизаны острой рефлексией, напряженным поиском первопричин неумолимо предрешенного финала. Он не просто подает сюжет, как зрелище, или историю, как нарратив, он ставит вопросы и погружает зрителя в раздумье: почему все так? Зачем? Он дает свои версии ответа, не исключая вариантов зрителя, автора или актера. Театральная полифония передает идеи во всем многообразии, которое ловит и подхватывает чуткое восприятие.
Такой же принцип лег в основу «Лиромании»: наряду с взрослыми дочерями Лира в действии участвовали маленькие принцессы. Жизнь безумного короля проваливалась в флешбеки, вязла в болезненных попытках героя жить прошлым, в котором он неожиданно для себя находит объяснение и оправдание настоящему, а себе – приговор. Фрагменты из детства, где специфика воспитания девочек заведомо сделала их врагами, а отца подменила монархом, изменили угол зрения на известный сюжет. Корделия росла не по отцовским заветам, а вопреки им. Белая ворона изначально не нравилась властному королю, он хотел видеть в ней будущую королеву, а получал мечтательные реплики Катерины из «Грозы» Островского. Он и вправду выделяет младшую дочь, но в любви его больше ненависти. Интересную характеристику Корделии дали в либретто: «Моей судьбы камелия». Аллюзия на «Даму с камелиями» Дюма и роковую символику цветка в литературе? Пожалуй, что так. Эти строки поют и муж, и отец Корделии: один ввязался в войну, повел за собой народ ради женщины, а второй? Убедился в собственной слепоте на протяжении всей жизни и прозрел, когда потерял дочь, зрение и возможность исправить свои ошибки… Не только это! Режиссер идет дальше: в «Лиромании» для изгнания Корделии у отца появился личный мотив. Получается, обезумел король из-за любви, и для него у зрителя, в конце концов, находится оправдание. Но не у всякого.
Этот спектакль вполне может называться мюзиклом, так как герои больше поют и танцуют, чем разговаривают и двигаются. Казалось бы, в легкой и звонкой форме музыкального спектакля идейно-тематическое своеобразие произведения может утратить глубину, однако в «Лиромании» эта утрата не чувствовалась, и автору либретто удалось втиснуть серьезные мысли в строфы и рифмы. Качество исполнения тоже было на высоком уровне, что не удивительно, так как в Театре Луны всегда был сильный состав артистов: например, там играли Дмитрий Певцов, Чулпан Хаматова, Евгений Стычкин и многие другие известные актеры. В частности, в «Лиромании» поражает игра Евгения Герчакова (Короля Лира). Он на уровне жеста и мимики транслирует в зал выражение растерянности и незащищенности земного владыки, который не смог совладать со своей судьбой, хотя управлял тысячами судеб в королевстве. Когда отвалилась мишура почестей и ритуалов, король не выдержал своей наготы, и эта трагедия происходила не только на сцене, но и на лице Герчакова. Он менялся в зависимости от времени до неузнаваемости: то властный и уверенный в себе монарх, то сумасшедший, сгорбленный старец с жалкими масляными глазами. Те противоречивые чувства, которые вызывал образ Лира в исполнении Герчакова, разрывали шаблоны, облегчающие повседневную жизнь. «Плохого» и «хорошего» не было, «виноватого» - тоже. В этом отношении актер продолжил миссию великого драматурга, который всегда стремился показать живого человека, а не мертвые клише классицизма.
Конечно, если зритель хочет увидеть первозданную пьесу в классической постановке, «Лиромания» ему не подойдет. Даже название этого спектакля указывает на то, что в основе лежит сюжет Шекспира, но трактовка его современная. «Лиромания» - пандемия, охватившая не только сцену или Англию, это болезнь и нашего века. В сюрреалистическом калейдоскопе перед зрителем предстала оборотная сторона жизни, которая скрыта от глаз, но, тем не менее, составляет канву, на которой сплетаются нити происходящего.