6 апреля состоялось возвращение легендарного – говоря без преувеличений – спектакля «Каин» Такого театра режиссеров Александра Баргмана и Анны Вартаньян. «Каин» – это история о поисках своего «я», о сопротивлении принимать мир как данность, об одиночестве и бесконечности пути к познанию.
Спектакль уверенно балансирует между комедийным фарсом и философской притчей, не впадая при этом ни в одну из крайностей. Мир постановки многослоен. Спектакль начинается пародийным прочтением байроновской мистерии о первом в истории человечества убийце. В этом предисловии все гротескно, гипертрофированно – неестественность жестов и интонаций, намеренное переигрывание. Кроется ли здесь протест против романтического толкования мифа? Нет, вряд ли. Скорее, изобличение сценической фальши как таковой. Ведь, на самом деле, действие это есть не что иное, как «театр в театре». Зрителю в первые минуты представлен «Каин» не А. Баргмана и А. Вартаньян, а режиссера, являющегося лишь персонажем основного спектакля. Образ самого Каина в постановке Такого театра ассимилируется с образом Актера (Александра Кудренко). Его истинное лицо открывается зрителю уже во время сцены репетиции, где собирается вся труппа – настоящая галерея театральных характеров. Произнося монолог Каина, главный герой вкладывает в слова роли свои собственные чувства и смыслы. В этот миг он словно существует в двух мирах: одна история воспроизводится посредством звучания другой – кстати, это замечание справедливо и в отношении всего спектакля. Герой осознает сущность своей актерской природы именно через образ Каина, а образ Каина, в свою очередь, проливает свет на актерское начало личности персонажа. Фабула спектакля частично повторяет фабулу байроновской мистерии – речь идет не только о предисловии, но и об основном действии. Каин-Актер мучительно ищет ответы на вопросы: «Кто я? Зачем я?» В противовес окружающим, он не принимает истины жизни как аксиомы. Однако поиски заводят его в тупик. Герой подавлен, растерян. Он выпал из привычного мира и не может самостоятельно восстановить душевное равновесие. На помощь Каину приходит Люцифер (Анна Вартаньян). Хотя, «приходит» – не совсем верное слово. Актер спасает из-под поезда странного вида недотепу с растрепанными волосами – это и есть тот, кого принято именовать величественным оппонентом Создателя. Как и у Байрона, Люцифер убеждает Каина в необходимости идти в поисках истины до конца. На своем пути герои не остаются одни – хотя и рассуждают о неизбывном человеческом одиночестве. Их неотступно сопровождают призраки подсознания Актера, то воссоздавая мысленный сумбур, царящий в его голове, то оживляя сентиментальные воспоминания прошлого. Когда путешествие приводит Каина и Люцифера в театр – обитель и призвание второй части натуры героя, к репликам из Байрона подключаются фрагменты текста Клима «Активная сторона бесконечности». Теперь в воздухе повисают вопросы не общечеловеческого, а сугубо театрального масштаба: «Что есть театр? Каково его предназначение? Где кончается роль, и начинаешься ты настоящий?» При обилии монологов-рассуждений спектакль нельзя обвинить в перегруженности текстом. Он наполнен действием, динамикой. Яркие, живые эмоции сменяют одна другую. Спектакль без зазрений совести можно назвать зрелищным, но впечатляет он не пышностью сценографии, а напротив – стильной минималистичностью оформления. Финал постановки возвращает героя к ее началу – поиск ответов вновь приводит Каина к семье. Путь познания замыкается в бесконечности, однако новый круг уже не будет в точности похож на предыдущий – герой нашел свой внутренний стержень, обрел уверенность и понимание себя. «Расстанься с идеей о своей уникальности. Наша важность уничтожает нас», – вот он, ключ, открывающий двери к счастью. Избавься от эгоизма, перестань превозносить себя над другими. Идею гордого богоборчества, таким образом, создатели спектакля все же опрокидывают и отвергают. Нет, Каин не становится безропотно смиренным, но поискам себя и своего пути он теперь задаст иную траекторию.Текст: Елена Чернакова
Фото взяты из официальной группы спектакля ВКонтакте