Текст: Татьяна Кулешова Фото предоставлены пресс-службой театра
[gallery ids="82135,82136,82137,82138,82139"]О мужчине и женщине // Спектакль «Укрощение строптивой»
На фестиваль Dance Open 2015 Большой театр России привез спектакль «Укрощение строптивой» в постановке Жана-Кристофа Майо – спектакль, порадовавший как ценителей классического балета, так и любителей современного хореографического искусства.
Известнейшая комедия Уильяма Шекспира о приручении строптивой невесты превращается в талантливых руках Майо в настоящую драму об отношениях мужчины и женщины. Театрального драматизма здесь действительно гораздо больше, чем можно было бы ожидать от балета. Столкновение главных героев порождает вихрь страстей, который даже несколько отвлекает от созерцания танца, выводя на передний план именно эмоциональную сторону и практически полностью выбивая из головы зрителей мысли о количестве фуэте и сложности поддержек. Вместо этого – искреннее сопереживание героям и тревожное ожидание развязки, подпитываемое наслаждением от интересной хореографии.
Катарина и Петруччо – прекрасные, гордые, страстные натуры, ни за что не готовые уступить друг другу. Их противостояние кажется настоящей борьбой, в которой побеждает то один, то другой, и для того, чтобы зрители острее почувствовали эти эмоции, Майо добавил к классическим балетным па некоторые элементы танго. Каждый взмах руки – как удар, каждый прогиб – попытка увернуться; герои то ластятся друг к другу, то вновь нападают. В своей схватке Катарина и Петруччо жестоки и беспощадны, но победа – их общая победа – того стоит. Петруччо приручил строптивую невесту, которая, как оказалось, искреннее жаждала любви и семейного счастья, но была слишком горда, чтобы так просто признать это и сдаться первому встречному мужчине. Счастливый конец их истории показывает, что женское сердце откликается на строгое, но вместе с тем ласковое мужское великодушие, и готово одарить такого мужчину любовью, заботой и теплом.
Как известно, балет – искусство безмолвное, хотя современные хореографы и начинают давать своим артистам право голоса на сцене. Жан-Кристоф Майо в этом от своих коллег не отстает, и иногда танцоры громко вскрикивали или вздыхали – правда, не совсем понятно было, в чем смысл таких звуковых «вставок». «Укрощение строптивой» прекрасно могло бы обойтись и без этого, как и без программок, объясняющих происходящее на сцене. Честно говоря, даже если бы вдруг в зале оказался зритель, совершенно не знакомый с первоисточником, то и ему все действие было бы абсолютно понятно – настолько четко и верно хореограф выстроил танцевальную композицию.
Блестящая композиция Майо – инструмент не только для визуализации сюжета, но и для демонстрации красоты человеческого тела, его способностей, его грации. Физической форме артистов можно только позавидовать – никакой фитнес не поможет получить вместо своей фигуры то совершенное сочетание твердости, мягкости, гибкости и силы, которое можно выточить только упорными многолетними тренировками, привычными для танцоров балета с самого детства. Их тела откликаются на малейшие изменения в музыке, на движения партнеров по танцу и даже на смену освещения, создавая какой-то невероятный гипнотизирующий пластический рисунок – не перегруженный, кстати говоря, слишком частым использованием сложных движений, что могло бы эту постановку попросту испортить, как это иногда бывает.
Стоит признать, «Укрощение строптивой» Жана-Кристофа Майо – это настоящее колдовское варево из эмоций, пластики, невероятной красоты тела и прекрасной музыки в котле минималистичных изящных декораций. Безумно приятно, что такой изумительный спектакль на фестивале Dance Open представила труппа именно нашего Большого театра, еще раз продемонстрировавшего, что такое гармоничный и созданный с настоящей влюбленностью в искусство танцевальный проект.