Сказочно красивым вечером 10 декабря, когда фонари старинного Арбата, прянично украшенного к Рождеству, оделись в шапки из долгожданных волшебных хлопьев снега, подъезд знаменитого «дома с рыцарями» гостеприимно распахнул двери навстречу оживленной публике. В уютном зале «Дома актера» московский «Театр на Юго-Западе» устроил праздник себе и своим верным зрителям.
Поводов для этого долго искать не пришлось. Недавно отгремел сорокалетний юбилей спектакля «Женитьба». Следом за этой, тогда еще бездомной постановкой, возникла идея создания стационарного театра. Для одного из тех людей, кто стоял у истоков, и кто помнит те молодые и беспечные времена, вечер тоже оказался круглым: актеру Алексею Ванину в ноябре стукнуло шестьдесят.
Если объединить две такие знаменательные даты, то получится 100 лет. Разве это не причина для того, чтобы собраться вместе и без лишней грусти вспомнить о былом?Вели праздничный вечер те, кто и в будни стоит у штурвала. Валерий Романович Белякович появился в костюме мессира Воланда и тем самым, вкупе с некоторыми мистическими историями, впустил в зал чудесное предрождественское настроение. Сопровождал его, разумеется, вездесущий Фагот, вальяжный, ловкий, обворожительный. На сей раз этим воплощением инфернальности стал художественный руководитель театра Олег Леушин.
Для затравки они выбрали самое нелепое событие года и с сумрачным юмором «прошлись» по несуразному созидательному процессу депутатов, одним сабельным ударом лишивших русское искусство ее пряного национального словотворчества.
Маленький вечер оказался очень емким и вместил в себя развеселую чехарду прошлого, настоящего и грядущего театра. На сцену вышли все: отцы-основатели, нынешние звезды и звездочки будущие. За бесшабашной легкостью, с которой актеры окружили гостей приветливым домашним теплом, чувствовалась нешуточная подготовка.
Из всех значимых спектаклей смастерили симпатичный коллаж-мозаику самых запоминающихся сцен. Рассмешили первой, еще студенческой режиссерской работой Валерия Романовича по чеховскому «Налиму». Старшее поколение — юбиляр А. Ванин и В. Гришечкин — сыграли сцену из бессмертного «Дракона» Е. Шварца. Молодежь, студенты второго курса мастерской В. Беляковича, которые намедни держали перед мастером экзамен, представили кусочек из абсурдистского «Бала» Хармса, исполненного вполне в духе театра Беляковича — с блеском, танцами и музыкой.
Публику порадовали танцевально-музыкальными номерами, но как обычно хотелось еще и еще. В ход пошли гитары и аккордеоны, которым театр отдал дань в виде двух замечательных одноименных спектаклей. Советская песня, диксилэнд, бардовские песни, среди которых «Высокая волна» — любимая. Именно она вознесла на пенный гребень высокого искусства некогда крохотный подвальный театр.
Щедрым подарком, а заодно вершиной пластического и вокального мастерства, стало ироничное «а капелла», исполненное мужской частью труппы, фриковского «шедевра» от Леди Гага «Bad romance». Со всей очевидностью можно утверждать, что в театр, создавший «синтетического актера», способного с легкостью перешагнуть из драмы в мюзикл и даже цирк, не берут людей без голоса и чувства ритма. Да что там скрывать, актеров без лучистой энергии внутри не берут тоже, ведь на сцене сплошные красавицы и красавцы!
Хочется пожелать высочайшего полета и активного развития самому неформальному, лишенному пафосного академизма, излучающему свет истинного добра «Театру на Юго-Западе»!
Главное, чтобы все были здоровы!