Территория свободы

Знакомы ли вы с устройством параллелошара? Видели ли вы, как горят «воля» и «право»? Как черные палачи кромсают ножами «свободу»? Открытие выставки «Территория свободы», приуроченное к двадцатипятилетнему юбилею арт-центра Пушкинская-10 и сороковой годовщине знаменитой выставки в ДК им И.И. Газа (1974 год) состоялось 26 ноября в Мраморном дворце. За час до начала официальной церемонии журналистам предоставили возможность осмотреть выставку и пообщаться с ее участниками. Наибольшей популярностью среди тележурналистов пользовались Сергей Ковальский - создатель концепции того самого параллелошара и автор грандиозной и дерзкой инсталляции «Пик коммунизма»  и Юлий Рыбаков – бывший политзаключенный, бывший депутат Госдумы, председатель Подкомитета по правам человека, руководитель Арт-центра Пушкинская-10 и, конечно, художник. Фотографы же взяли в кольцо эксцентричного Колю Васина, мешая ему закончить последние приготовления к открытию – вкрутить лампочку в одиннадцатый  макет Храма Любви, Мира и Музыки имени Джона Леннона & TheBeatles. Настоящим подарком для всех пришедших на открытие выставки стал перфоманс Русского Инженерного театра АХЕ. Двое актеров в черных пальто и высоких конусообразных шапках не проронили ни звука на протяжении всего представления, зато зрители не смогли сдержать восторженных возгласов. Хотя из-за спин окруживших артистов видеооператоров и фотографов сам перфоманс был виден не слишком хорошо. Задние ряды время от времени уточняли у передних: «Что, что он там пишет? «ВО – Я»! А! Воля!». Люди в черном поставили на четыре мольберта четыре холста в порядке уменьшения и писали на каждом по одному слову: «К-----А», «В—Я», «П---О», «С-----А». В результате у них получилось: «КРАСОТА», «ВОЛЯ», «ПРАВО» и «СВОБОДА». Затем красоту посыпали песком, волю и право подожгли, а свободу облили водой. После этого артисты поставили в один ряд холсты, которые не слишком пострадали, только между буквами «р» и «а» в слове «ПРАВО» оказалась дымящаяся дыра, проделанная фальшфейером. Актеры развернули свои смешные шапки задом наперед и их лица оказались скрыты за черными вуалями с прорезями для глаз. Черные палачи достали ножи и начали буквально прорубать себе дорогу сквозь холсты, пролезая насквозь через каждый из них. Когда и последняя преграда - «СВОБОДА» - была изодрана в клочья, все пришедших пригласили подняться на второй этаж, чтобы, наконец, приступить к церемонии открытия. Перед дверью, открывающей проход в залы, собрались представители Пушкинской-10 и Русского музея, чтобы обратиться к собравшимся с приветственной речью. Это было явным просчетом со стороны организаторов. Вероятно, никто не ожидал аншлага в четыре часа дня в будний день посреди недели, но аншлаг был! Люди стояли на всех пролетах огромной мраморной лестницы, стояли на площадке перед дверью так плотно, что нельзя было пошевелиться, а новые гости все прибывали и прибывали. Разумеется, гул стоял такой, что выступающих слышно почти не было. Каким-то чудом среди общего шума удавалось уловить слова депутата Максима Резника, пришедшего поздравить художников от лица членов петербургского законодательного собрания, и жалобы представителя Русского музея на недостаточное финансирование. Кто-то говорил о трудном пути, пройденном художниками. Сами художники, завязшие в толпе наравне с гостями, усмехались: «И чего распинаются, молодым-то не понять!».   Наконец, речи смолкли и начался еще один перформанс. Артисты Интерьерного театра в карнавальных костюмах, изображавших отчего-то исторические памятники Санкт-Петербурга, вроде Казанского собора и Петропавловской крепости, торжественно спускались с третьего этажа и проходили в залы под возгласы мажордома, представляющего памятники почтеннейшей публике. Мажордомом был артист, представившийся как: «Царь Петр Алексеевич!». Когда последний артист прошествовал в зал, дело дошло и до гостей. Посетители восторженно озирались. Те, что помоложе, выискивали подходящий фон для селфи, те, что постарше, знакомых художников. Атмосфера царила самая праздничная, и гостей меньше не становилось. Во избежание давки сотрудникам музея пришлось открыть хозяйственный проход для выхода посетителей.

Текст и фото Александр Шек

[gallery link="file" columns="5" ids="68027,68028,68029,68030,68031,68032,68033,68034,68035,68036,68037,68038,68039,68040,68041,68042,68043,68044,68045,68046,68047,68048,68049,68050,68051,68052,68053,68054,68055,68056,68057,68058,68059,68060,68061,68062,68063,68064,68065,68066,68067,68068,68069,68070,68071,68072,68073,68074,68075,68076"]

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения