Главная » ArtОкраина: Творческая встреча «Москва-Петушки»
ArtОкраина: Творческая встреча «Москва-Петушки»
22.11.2014
17 ноября в театре «За Черной речкой» в рамках фестиваля «ArtОкраина» прошел спектакль Московского Театра на Юго-Западе «Москва-Петушки» режиссера Олега Анищенко. Это новое, нестандартное видение произведения, где Венечку Ерофеева играют пять человек, все задействованные в постановке актеры.
После показа режиссер Олег Анищенко и актеры (заслуженная артистка России Карина Дымонт, Максим Лакомкин, Андрей Санников, Александр Шатохин) остались на творческую встречу с публикой. Зрителям удалось узнать историю создания этого великолепного спектакля и задать участникам постановки свои вопросы.
Какое количество времени заняла постановка?Олег: Тут придется начать сначала. У нас вообще очень маленький театр, и в прошлом году он был закрыт на ремонт. А на первом этаже у нас арт-кафе, и наш директор, Анна Киселева, предложила: «Давайте сделаем литературный вечер в кафе!». Мы планировали просто почитать Ерофеева, а потом как-то само по себе. Появились мысли, что скучно просто читать. И так постепенно-постепенно начал появляться спектакль. Подготовка заняла где-то неделю, и пять дней непосредственно постановка. Вместе – недели две. Карина: На самом деле, мы правда не хотели устраивать спектакль. Он получился сам собой.А сколько доделывали?Карина: Ничего не доделывали. У нас вообще очень быстрый театр, всегда так работаем.Какой это по счету показ спектакля?Карина: Восьмой.Олег: Мы редко играем у себя на площадке, пользуемся тем, что это легкий к вывозу спектакль, и играем на таких площадках, как центр Высоцкого, например. У них там нет никакой труппы, просто площадка. Плюс это некая реклама нашего театра всё-таки. Ещё играли в клубе МАСТЕРСКАЯ, это вообще молодежный клуб с театральной сценой. «Москва-Петушки» - камерный спектакль , нам интересно играть его на маленьких сценах.Вы поставили спектакль за неделю, это действительно очень быстро. А был какой-то сложный момент? Что было сложно?Олег: Вот только то, от чего мы отказались из-за недостатка времени. Когда не сразу понятно, как решать сцену. Она литературно интересная, а мы не понимаем, как её решить, и времени придумать у нас нету. Так ушла большая сцена с кондуктором, например. Она сама по себе интересная, очень хочется её вернуть. Мы даже фуражку нашли. (смеется) А как пришла идея с ящиками? (ящики для бутылок – главный реквизит спектакля)Олег: Это идея Макса (Максим Лакомкин). Знаете, иногда решения приходят вынужденно. И это хорошо. Например, когда только задумывали ставить Ерофеева, я себе представил: вот у меня пять человек, один из которых - главный герой, и он должен выучить вагон текста, а остальные просто его обслуживают, грубо говоря. Кому это вообще будет интересно? И я чисто технически для себя решил делать так, что бы задействовать много людей. То есть, изначально не было идеи, была техническая необходимость. Уже потом, посмотрев на это с другой точки зрения, мы поняли, что это как раз так, как и должно быть. Здорово попадать в жесткие рамки – это заставляет думать.А какие у вас дальнейшие планы? Олег: Мы всегда над чем-то работаем. Активно развиваем площадку, которая у нас внизу, арт-кафе. Один-два раза в месяц устраиваем там мероприятия, где люди сидят за столами, пьют чай и смотрят спектакль. Сейчас мы с Кариной делаем спектакль по Цветаевой. Читает Карина, а мы с ещё одним молоденьким мальчиком из Бауманского института, совершенно не имеющего отношения к театру, делаем музыку. Он играет на балалайке, самоучка, а совершенно фантастически играет, так аля Архиповский, если кто-то знает. Мы делаем такой русский декаданс, Цветаева в аккомпанементе гитары и балалайки. И второй спектакль делаем, «Каменный ангел», где Карина и ещё один наш артист играют, в таком же аккомпанементе. Вот такие какие-то проекты есть.А в репертуаре у вас сколько спектаклей?Карина: Активно играющих примерно тридцать.Олег: У нас есть спектакли, которые мы играем раз в месяц, раз в два месяца, даже раз в полгода.А много премьер в сезоне, в таком случае?Карина: Очень по-разному, было такое лето, когда Валерий Романович Белякович выпустил 6 премьер. По две недели на спектакль, грубо говоря.А в составе труппы есть основатели театра?Карина: Да, есть. Вот одному отцу-основателю театра недавно 60 лет исполнилось. У нас театру 40 лет. Олег: Этот спектакль, в каком-то смысле тоже посвящается основателям театра. Здесь тема такая, сами понимаете, это главная беда нашей страны. Ерофеев, безумно талантливый человек, ничего со своим талантом практически не сделавший. Это произведение о том, как умирает талант. Одно дело, когда ты смотришь на это со стороны, мол, был там какой-то человек. Совсем другое, когда ты так хоронишь людей и точно знаешь, почему он умер. Никаких сомнений и вторых планов нет.Карина: И тогда понимаешь, что бы он мог ещё сделать.Олег: И как бы сложилась жизнь, если бы не эта беда. Мы когда репетировали, разговаривали о том, как впервые прочли эту книгу. Она тогда только вышла, нам было по 20 лет, и это было очень смешно. Для нас это было совершенно юмористическое произведение. А когда я сейчас перечитывал, было вообще не смешно. Потому что за всем этим юмором уже есть огромное количество смертей, человеческих трагедий. Смех сквозь слёзы такой получается.Ещё вопрос о цензуре. Не боитесь?Карина: А у нас ничего такого и нет же. Одно только слово, и то сомнительно. Мы вот всё советуемся, куда пойти, что бы спросить, а считается оно нецензурным или нет?Олег: Я на самом деле приветствую эти запреты. Когда нецензурные выражения прячут, продолжают музыкой, например, появляется образ. Если бы актер это произнес, не было бы интереса. А так есть загадка, что он там на самом деле сказал и появляется образ.Вернемся к спектаклю. Получается, в этот раз режиссерские решения вы придумывали все вместе?Олег: Не совсем верно. Всё равно всегда есть некая концепция, куда двигаться спектаклю, это как раз режиссерская часть. А так, конечно. Мы всегда придумываем всё вместе. Тут ещё надо понимать, есть разные спектакли. Какие-то более режиссерские, какие-то актерские. Такие форматы, как арт-кафе, на мой взгляд, этим и интересны, можно давать огромный актерский люфт. Не выстраивая всё до конца, мы потом сами себя удивляем. Это такой отдельный кайф в спектакле.
Хочется поблагодарить Олега Анищенко, Карину Дымонт и весь театр на Юго-Западе за блестящую постановку и содержательную беседу.