Маленькие шаги любительского кино // Russian Elementary Cinema
«ОКОЛО» ведёт репортаж из самого сердца всероссийского фестиваля кино Russian Elementary Cinema. Как выглядит фестиваль изнутри, насколько он популярен и что не так с российской аудиторией?
- Вообще хорошо прошло. Я думал, как в прошлом году будет – 4 человека на показе.
В небольшой комнате с зелёными стенами и проектором сидят трое: президент фестиваля Олег Конышев, режиссёр Оксана Ошеко и я. Рядом стоит столик с чаем и печеньем, диван и 30 стульев, которые ещё 15 минут были заняты на 2/3. Здесь, в творческой мастерской «Академии странствий», проходил показ конкурсных работ кинофестиваля Russian Elementary Cinema (REC).
Фестиваль появился в Новосибирске в 2007 году с особенной целью. «Найти таланты из разных городов России. Людей, для которых кинопроизводство – призвание, но которые об этом пока не догадываются или догадываются, но не до конца. Мы давно достигли своей цели и сейчас совершенствуемся в количественных показателях. Хочется, чтобы людей кино становилось больше с каждым годом», – рассказывает Олег Конышев, делая глоток чая с молоком.
В течение года по всей России проводятся региональные отборочные туры REC, победители которых попадают в финал. Основным критерием отбора является идея работы, а не её форма. Фестиваль не закрыт для простых любителей без кинообразования, он наоборот поощрительно похлопывает их по плечу, мол, молодец, так держать. Любой человек вправе прислать свою работу и, возможно, оказаться на церемонии награждения в отеле Novotel.
А тут все суетятся: плакаты нужно развесить, аппаратуру настроить, лишние стулья убрать – президент REC-а побаивается, что останется много пустых. Помогает с последними приготовлениями, курирует работу. Сам он только что раздавал пригласительные у метро: «Больше раздадим, больше придёт».
Берут охотно, энтузиазм Олега способствует. В основном молодёжь, а вот кто постарше - проходят мимо: взгляд в себя, бытовые проблемы в мыслях... какое тут кино!
С 19-00 зал начинает неспешно заполняться. На финал больше людей приходит – к зрителям добавляются участники. Вдруг подарят статуэтку с тремя буквами и надписью: Победитель в номинации «Лучший документальный фильм», которая ушла Екатерине Дорофеевой вместе с лентой «Будни простой хуторянки», или «Лучший патриотический фильм» (Мария Красилова «Тренер ММА»), или «Лучшее экспериментальное видео» – Виктор Алферов, Полина Милушкова и их «Маша». Всё как на «Оскаре» – конверты с победителями, почётные гости, награды. Только звёзды поменьше.
Была кстати и номинация «Лучший патриотический фильм», в которой режиссёры пытались продолжить фразу «патриотизм – это». Думаю, лучше всего об этом говорит сам фестиваль. Это когда ты мыслишь не категорией «я», а обширными категориями «мы», «страна», «нация». Это забота «отцов» о «детях» как будущем страны. Russian Elementary Cinema – это поиск потерянного золотого кольца в детских фекалиях. И в этом нет ничего осудительного. Это нормальный путь из низов к успеху. Американская мечта, если хотите, которая в России звучит, как мечта идиота. Сразу и просто так мировая известность не приходит, сразу нам даются лишь заложенные в ДНК инстинкты и врождённые рефлексы. Всё остальное в человеческом исполнении проходит стадии от тех самых детских фекалий до золотых яиц. Нести которые доступно всем, но не всегда хватает терпения и сил. Есть в этом печаль по нереализованному человеческому потенциалу.
Казалось бы, вот уже третий десяток лет пошёл, как наша страна вошла в новую общественно-экономическую формацию, штампованные Голливудом киноленты уже приелись, хочется нового, свежего. И тут, по логике вещей, авторское, документальное и любительское кино должно стать открытием для пресыщенной аудитории. Но она продолжает давиться поп-культурой, оставляя авторскому и любительскому кино довольствоваться крохами внимания и ещё радоваться этому. Какая-то импотенция интереса у российской аудитории. «Послание к человеку» (СПб. 2014 г.), международный фестиваль, в котором принимали участие Годфри Реджио, Генри Корра, Билл Плимптон, и тот радовался полупустым залам на показах: «О, я боялся будет гораздо меньше. Меня предупреждали, что в прошлом году сидело человек по 12 на показах», – говорит один из режиссёров мирового уровня.
Что с нами не так?