Кино-театр: вам точно понравится!

«Весь мир — театр, а люди в нём — актеры». Этим афоризмом мы обязаны Шекспиру или, если точнее, его комедии «Как вам это понравится»; видеоверсия постановки этой пьесы в лондонском «Глобусе» была показана в кинотеатре «Аврора» в рамках Театрального киносезона 2014-15. как5 «Как вам это понравится» — одна из популярнейших шекспировских комедий среди зрителей всего мира. Она неоднократно ставилась в театре, на радио и телевидении, становилась основой для киноадаптаций и одного мюзикла (последнее, кстати, не удивительно, учитывая наличие песен и танцев в оригинальном тексте); различных персонажей пьесы играли Лоуренс Оливье, Одри Хёпберн, Алан Рикман, Ванесса Редгрейв и Стивен Диллейн. Показанная в «Авроре» версия классической комедии была поставлена режиссером Теей Шэррок в «Глобусе» в 2009 году. Теа — достаточно известный и успешный британский режиссер. В 2001 году в возрасте 24 лет она заняла пост художественного руководителя лондонского Southwark Playhouse, став, таким образом, самым молодым худруком в истории английского театра. После этого Теа режиссировала такие громкие постановки, как Equus (2008), ставшую бродвейским дебютом для Дениэла Рэдклиффа, и After the Dance (2010) — возвращение на сцену полузабытой пьесы Теренса Реттигана с Бенедиктом Камбербэтчем в главной роли. как4 Теа следует тексту Шекспира достаточно точно, хотя и убирает для пущей динамичности пару эпизодов оригинальной пьесы, что-то меняет местами, а что-то — добавляет: так, постановка открывается отсутствующей в тексте сценой коронации герцога-узурпатора Фредерика, а не гневным монологом Орландо. Кстати, об Орландо — а заодно и о прочих персонажах и перевоплотившихся в них актерах.  Игра Джека Лэски (Орландо), пожалуй, чересчур холерична, особенно в начале — герой пьесы всё-таки благородный юноша, а не горячащийся юнец. На его фоне выигрышно смотрится Наоми Фредерик (Розалинда), изобличающая под личиной юноши Ганимеда (как ей идут кожаный дублет и штаны!) пороки женщин и крутящая своим пребывающим в неведении возлюбленным как ей угодно. Хороша и подруга Розалинды Селия (Лора Роджерс), отпускающая ироничные замечания по поводу своей по уши влюблённой сообщницы. как3 Однако истинными звездами постановки, безусловно, являются Жак (Тим МакМуллан) и шут Оселок (Доминик Ровен). Здешний Жак несколько отличается от Жака Шекспира: в пьесе это весьма угрюмый меланхолик, в постановке — скорее пресытившийся жизнью эпикуреец, похожий на ленивого кота (мурлыкающе-французский прононс прилагается); если у Шекспира Жак обличает пороки мира (один из его монологов как раз и открывается известным «Весь мир — театр…»), то у Шэррок он их высмеивает, отпуская попутно довольно похабные намеки — к вящему удовольствию зрителя. Что же касается Оселка… Доминик Ровен обладает редким умением бегать и прыгать по сцене подобно обезьяне, сохраняя при этом совершенно невозмутимое выражение лица и даже некое подобие достоинства. как Шекпировский театр «Глобус» не просто выстроен по лекалам елизаветинской эпохи. Сами постановки здесь приближены к тому, как они могли проходить на рубеже XVI-XVII веков. Во время драк актеры яростно вжимают друг друга в доски сцены — в дюйме от лиц зрителей, а во время монологов порой спускаются в зал, взаимодействуя со стоящими там людьми. Не обошлось, однако, и без ноток постмодернизма. Так, в монологе о видах лжи Оселок входит в раж и начинает танцевать некое подобие диско, которое тут же подхватывает его суженая Одри (Софи Дюваль). Режиссер отдала дань и прочим современным веяниям. Гименей, венчающий в финале пары влюбленных, оказывается чернокожим. А благодаря отсутствующему в оригинальной тексте пьесы поцелую Орландо и Розалинды (еще в образе Ганимеда!) вся линия с “исцелением” Орландо от любовной лихорадки путем ухаживания за юношей, который притворяется его возлюбленной,  приобретает пикантный привкус и начинает вызывать сомнения в истинной сексуальной ориентации Орландо. как2 Как вам это понравится… Если рассматривать название постановки как вопрос, то бурные и продолжительные аплодисменты зрителей, полагаю, говорят сами за себя. А учитывая то, что среди зрителей было немало подростков и молодых людей, можно предположить, что подобный ответ будут давать и будущие поколения. В том числе благодаря проектам типа «Глобуса», которые возвращают театр, ставший в XVIII веке забавой для аристократов, к его изначальному – античному, средневековому, ренессансному — состоянию потехи для самого широкого зрителя.

Текст: Егор Афонин

Фотографии предоставлены пресс-службой проекта

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения