Разрушение обыденного и привычного и создание нового и нестандартного, поиск глобальной гармонии в локальном хаосе – вот основные идеи, пронизывающие современное искусство. Главное художественное событие 2014 года – «Манифеста 10» – в конце июня официально открыла свои двери для петербуржцев и гостей города.
Основная экспозиция расположилась в залах Эрмитажа и Главного штаба. По замыслу организаторов ее смогут посетить и туристы, и коренные петербуржцы: закроется выставка лишь 31 октября.
В этом году перед кураторами «Манифесты» стояли нетривиальные задачи. Выставка проходит раз в два года на протяжении 20 лет и, как правило, для ее проведения выбирают проблемные города, используя их как декорацию и тему для работы художников. На этот раз основной площадкой для «Манифесты» стал Эрмитаж, что, конечно, сместило привычные акценты. Целью организаторов стало построение диалога между богатым убранством музея с его классической коллекцией, мэтрами современного искусства XX века, такими как Йозев Бойс, Луиз Буржуа и Тимур Новиков и нашими современниками.
За несколько дней до официального открытия выставки представители «Манифесты» и Эрмитажа встретились с журналистами в атриуме Главного штаба. Михаил Борисович Пиотровский и директор фонда «Манифеста» Хедвиг Фейен произнесли приветственные речи и ответили на немногочисленные вопросы журналистов, связанные, в основном, с украинским конфликтом, под безусловным влиянием которого проходят все крупные культурные события. Наиболее интересным и вдохновляющим стало выступление Каспера Кёнига, куратора биеннале, который сделал акцент на том, что «Манифеста» – это процесс, и это – «Манифеста» без манифеста: пространство свободное для дискуссий, интерпретаций и творческого поиска. Организаторы не пытаются донести до посетителей биеннале никакой конкретной идеи, они лишь наблюдают за взаимодействием разных форм искусства в отдельно взятой среде и предлагают посетителям к ним присоединиться.
Передвижная биеннале современного искусства «Манифеста» была основана в начале 1990-ых годов в Нидерландах (первая выставка состоялась в 1996 году в Роттердаме на территории 52 площадок) как способ осмысления итогов «холодной войны» и новых социо-культурных реалий. Основной задачей биеннале стало осуществление культурного обмена между различными частями Европы.
«Манифеста 10» включает в себя несколько программ: это «Публичная программа», нацеленная на критическое осмысление современного мира; «Образовательная программа», задуманная как возможность для посетителей не просто познакомиться с новейшими тенденциями в современном искусстве, но и попытаться их понять и осмыслить; «Параллельная программа», состоящая из независимых событий на более чем шестидесяти городских площадках, при участии более двухсот пятидесяти художников; а также кинопрограмма «Незацикленное кино», разработанная Натали Хойос и Райнальдом Шумахером, представляющая более семидесяти работ, созданных с начала 1970-ых годов до наших дней. Кроме того, в рамках «Манифесты» при поддержке Гёте-института в кинотеатре Аврора раз в месяц будет проходить фестиваль «Любимое кино современных художников» в формате «кинопросмотр + дискуссия». Восемь деятелей искусства, работающих в Германии, выбрали по одному фильму, о котором им хотелось бы поговорить. Ближайшая встреча состоится вечером 16 июля: это будет просмотр фильма «12:08 к востоку от Бухареста» вместе с Павлом Браила, видеохудожником, призером Оберхаузенского фестиваля короткометражного кино.
Текст и фото: Александр Шек
[gallery link="file" ids="54386,54388,54389,54390,54391,54392,54393,54394,54395"]