«К долгожданной гитаре я тихо прильну...» - эту песню ждешь, потому что она не могла не прозвучать в спектакле под названием «Гитары». Ныне мало кто помнит румынского певца Дана Спэтару, который старательно и с неподражаемым акцентом исполнял ее в старом советском фильме «Песни моря».
На сцене «Театра на Юго-Западе» те давние стихи Роберта Рождественского поются с почти физиологической чувственностью. Такими же ощущениями на уровне «мурашки по коже» пронизано все блистательное шоу. С самого начала постановка становится прививкой сумасшедшего драйва для зрителей и, похоже, для самих исполнителей.
Режиссер Валерий Белякович, наверное, решил превратить уютный рай своего знаменитого театра в небольшой музыкальный магазин. Не так давно прогремела премьера «Аккордеонов», теперь - «Гитары».
Кажется, кто-то забросил это слово в поисковик, и на подмостки выплеснулось все, что можно выжать из самого народного и самого популярного инструмента. История маленькой гитары, рассказанная мозаикой искрометных номеров.
Действие спектакля перенесено в некий бар. Где-нибудь - возможно, на морском побережье, в сумерках, пахнущих «ямайским ромом» и влажными водорослями - собрались веселые люди с гитарами. Здесь собственно действие и заканчивается, ведь в этом удивительном спектакле нет сюжета, но есть главный герой — гитара.
Актеры «Театра на Юго - Западе» - известные универсалы. Им подвластен вокал, танец, пластика, акробатика и задушевная декламация. Весь этот арсенал они мастерски применили в своих непростых отношениях с главной героиней. На гитару молятся, над ней смеются, ее превращают то в скрипку, то в виолончель, то в автомат. Гитара летает по сцене, будоражит, приглашает к сотворчеству и сопереживанию.
Если задуматься, то она везде с нами.
Для тех, с кем «детство прошло на одних букварях», гитара - в первую очередь барды, оттепель, Грушевский фестиваль. Из всего богатства этой культуры выбрана самая верная песня про прелестную Бричмулу. Ее знают наизусть даже принципиальные противники КСП.
Исполнение «Бричмулы» с чудесным причудливым танцем в начале спектакля мгновенно делает атмосферу в зале теплой и доверительной. О зрителях в «Театре на Юго-Западе» вообще заботятся трогательно и искренне. Приветствие у микрофона, доброе «спасибо», и все становятся друзьями, к которым хочется вернуться.
На сцене тем временем бушуют страсти по гитаре. В дело идет все, что имеет отношение к семиструнной богине. Цыгане, уличные музыканты, мимы, клоуны, а с ними и «воробушек» Эдит Пиаф. Как же без французского шансона? И без испанских тореро, без огнедышащего фламенко? А вот и босанова, и «Besamemucho», шикарно поднесенное в блюзовом «гарримуровском» стиле.
В этом затейливом спектакле все есть фантазия, все иронично и неожиданно. Так, гитара куртуазных времен представлена смешным танцем двух придворных двора, скажем, графа Альмавивы. Без Фигаро, конечно, тоже не обошлось. Мелькнули Италия, Куба, Америка, и на десерт — тихий, летящий танец фонариков-светлячков.
Свет в этом музыкальном шоу словно сам по себе разговаривает с залом (художник по свету Вячеслав Климов). Он не лезет в глаза, но точно знает, где добавить огня, кому придать таинственности, кого вывести из тени, а кого проиллюстрировать знаменитым кадром микрофона в овале софита.
Постановкам Валерия Беляковича никогда не изменяет вкус. Соединить в одну большую картинку чудесные кусочки номеров-паззлов помогает поэзия. Целая россыпь лирики самой высокой пробы и потрясающего разнообразия. Тут и узнаваемый Лорка в переводе Цветаевой, и трагичный Борис Рыжий, феноменальный Бродский, гений Пастернак. Они сотворили тайну превращения концерта в завораживающее представление — разговор о жизни, смерти, музыке, полете души. Над залом еле ощутимо витает декадентский флер «серебряных времен», стильных, декоративных, неуловимых. Он имеет отношение буквально ко всему, что происходит, вне зависимости от эпох, образов, настроений и потрясений. Он делает все антре настолько самодостаточными, что можно даже забыть о гитаре. Хотя не восхищаться ею, как это делают в «Театре на Юго-Западе», невозможно.
Как невозможно и усидеть на месте, когда вокруг танцуют и поют такие любимые песни. Поэтому в конце зритель все же получает шанс станцевать на сцене или на бис подпеть что-нибудь душевное под гитару - невероятную, щемящую, нежную и долгожданную.