Алла Рубина. Профессия РЕЖИССЁР.

К какому полу принадлежит профессия режиссера?  Если утверждение о ее мужском приоритете подтверждать историческими фактами, мол, в режиссуре изначально работали только мужчины, то окажется, что большинство профессий  являются «мужскими». Ведь даже в освоении самых «женских» специальностей врача или учителя, представительницы прекрасного пола шли по стопам сильной половины человечества. Если же говорить о роли личности в искусстве, то речь должна идти не о половой принадлежности, а о масштабах этой самой личности. Заслуженная артистка Украины,  главный балетмейстер Киевского национального академического театра им. Леси123-1 Украинки, лауреат конкурсов и фестивалей, обладатель многочисленных наград и премий (в том числе  премии «Киевская пектораль» и приза «Звезда Голливуда») Алла Давыдовна Рубина до сих пор влюблена в свою профессию и считает ее уникальной.  Даже после многолетней практики мир музыки и движения сохранил для нее некую магическую привлекательность и загадочность. А ведь позади  учеба в Киевском хореографическом училище, (затем были ГИТИС (факультет театроведения) и Ленинградская консерватория (кафедра музыкальной режиссуры, режиссура балета)); работа в Одесском и Киевском театрах оперы и балета, в спортивной гимнастике и мюзик-холле, в Киевском театре эстрады, музыкальном театре для детей и юношества и театре «Мазлтов»,  многочисленные постановки в разных коллективах. Часто, идя на учебу, а теперь уже на работу в театральный университет, возле метро «Театральная» я встречаю Аллу Рубину. И в солнечный летний день, и в дождливый пасмурный, и в день, засыпанный снегом, замечаю ее, выделяя из суетливой толпы, перемещающейся по улице. Что-то особенное есть в самых обычных движениях этой невысокой, камерной женщины, которой чрезвычайно идут вязаные вещи, будто сохраняющие ее душевное тепло. Такое впечатление, что у хореографов во всем теле замирает звук, способный в любой момент превратиться в слово. Творческая атмосфера в процессе репетиций, выстраивание человеческих взаимоотношений с коллегами всегда были для Рубиной необходимыми условиями работы. И в годы ее первых проб себя в качестве постановщика номеров для спортивной художественной гимнастики, когда она пыталась вчувствоваться в индивидуальность каждого исполнителя, понимая, что в спорте принципиально иная энергия и форма подачи, нежели в привычном для нее классическом танце. И сейчас, работая над пластическим решением спектаклей, создавая собственные оригинальные произведения, увлекая своей заинтересованностью студентов, артистов балета, актеров драматического театра. Ее хрупкое женственное существо наполнено внутренними силами, присущими мужскому характеру. Силами, дающими возможность не отступать от своих критериев, идти против течения, не предавая себя. Силами, дополненными подкупающей открытостью, бесстрашием в отношении своих слабостей, направленностью за советом, помощью, сочувствием в сторону другого человека. Может быть, именно эти противоречия и дают возможность сотворчества – характерной черты ее педагогического и режиссерского метода, который сама Алла Давыдовна называет «клоунадой». Когда, в процессе работы подчиняет людей своей творческой воле (необходимый для постановщика акт) не путем крика и администрирования, а, пытаясь вчувствоваться в каждого своего сотворца.  При этом действенность такого интуитивно возникшего метода ощутима как при работе над одиночными номерами, когда нужно уловить индивидуальность исполнителя, так и в масштабных работах, на несколько десятков человек, которые должны превратиться в единый творческий организм. На данном этапе, Рубину привлекает возможность постановки  именно такой глобальной вещи. Но пока  это только предчувствие замысла и подготовка своих  душевных и физических сил к столь нелегкому труду. А о том, что будет трудно, Алла Давыдовна знает не понаслышке. Не раз у нее появлялось желание и 56471возможность поработать с большими коллективами. Это и постановка  оратории «Кармина Бурана», которая  шла на площади, во время празднования Дня Киева (Рубина работала с пятью коллективами);  балеты «Весна священная», «Петрушка» в Харьковском театре оперы и балета, фолк-опера-балет "Цвет папоротника" в Национальном академическом хоре Украины им. Григория Верёвки; авторский спектакль-балет «Невероятный бал» в родном театре русской драмы (работа балетмейстера с драматическими актерами!), многие другие работы.  К этой категории можно отнести и ее последнюю на сегодня постановку в Национальном академическом ансамбле «Калина» -  балет-фольк-мистерию «Избранник солнца». В «Избраннике солнца» (либретто написала сама Рубина), премьера которого состоялась в феврале 2009 года, выразился не только интерес балетмейстера к масштабным формам, но и ее творческая тема. Поиски света. Света в душе человека, в человеческих взаимоотношениях. Света, который теряется в насилии, захлебывается в человеческих страстях, культивируемых  с такой силой. Она предлагает посмотреть на мир иначе, но иногда не хватает сил и появляется отчаяние, возникает раздражение на себя. Тогда, наверно, так важно погрузиться в тишину, но до нее не всегда удается дойти и побыть в ней, побыть с ней. А легче оказаться в «выгородке» из каких-то важных на данный момент заданий, сосредоточиться и решать новые проблемы (такое нелюбимое ею слово). А еще, Рубина не любит закрытое, готовое слово профессионализм. Профессионализм для нее это ответственность перед собой, перед теми, с кем работаешь, перед жизнью и лишь начальная ступень, основанная на знаниях, практике и усвоении неписаных законов, с которой нужно начинать процесс не разрушения, но нарушения. Например, именно с «непрофессионалами», воспитанниками Полтавской государственной образовательной школы "Паросток", много лет назад возникла у Аллы Давыдовны творческая дружба, в результате которой появился балет «Анна Франк», имевший успех не только у нас, но и заграницей. Несмотря на то, что Рубина работает со многими людьми, каждого из которых может назвать своим учеником, будь то студенты ее второго курса режиссеров классического балета или актеры драматических театров, учениками-последователями, в восточном смысле этого слова, она не может назвать никого. Ее мечта о своем театре, своих учениках пока не осуществилась. Нет здания, крыши, нет чего-то материального. Но есть идея театра психологической пластики, театра тонкости, подробности человеческой жизни, отраженной в танце, в котором важным будет не только техническое совершенство хореографических элементов, но и внутреннее содержание, способное вызывать сопереживание. Нет здания, нет крыши, нет чего-то материального. Но есть множество уже состоявшихся постановок Аллы Рубиной. Заходя в пустой зал перед спектаклем, и глядя на пока еще пустую сцену, возникает ощущение ожидания. Спокойное чувство полусвета, полупокоя, полунадежды. Полувозможности, которая осуществится, как только возникнет свет и появятся люди.

Дарья Шестакова

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения