Вы здесь
Главная > Около > От радости не умирают: «Без вины виноватые» на сцене Молодежного театра

От радости не умирают: «Без вины виноватые» на сцене Молодежного театра

На Большой сцене Молодежного театра на Фонтанке 29 мая «Без вины виноватые» в прочтении режиссера-постановщика Андрея Андреева вызвала двоякие эмоции, и мы об этом поговорим. Но сначала пару абзацев непосредственно о пьесе (если вы ее читали, то смело можете пропустить два следующих абзаца. Но только два!)

Мелодрама с элементами комедии написана была Александром Островским. Сюжет заключается в следующем. Сильная духом Любовь Ивановна Отрадина (Екатерина Унтилова) узнает о предательстве возлюбленного Григория Львовича Мурова (Валерий Кухарешин), а после и о смерти своего маленького сына Гриши. Проходит 17 лет, и мы встречаем уже богатую актрису Елену Ивановну Кручинину, любимицу публики, но одинокую по жизни женщину. И в ней узнаем сменившую имя Отрадину, жизнь которой круто изменилась.

Кручинина не живет прошлым, но все же она никак не может поверить в смерть сына. Да и само прошлое не оставляет женщину. Гастролируя, актриса возвращается в родной городок, с которым связано столько неприятных воспоминаний. Еще и Муров объявляется, пытаясь вернуть что-то, как и многие мужчины, когда уже слишком поздно. Но более важная встреча у Кручининой происходит с полупьяным Григорием Незнамовым (Андрей Некрасов). У них завязывается разговор о матерях и сыновьях, после которого взгляды парня на жизнь меняются в лучшую сторону. А в душу Елены Ивановны закрадываются сомнения насчет Гриши: и по возрасту подходит, и имя такое же, как у сына, еще и происхождения своего не знает…

Как дальше разворачиваются события, нет смысла писать, но понятно, что по закону жанра все должно закончиться хэппи-эндом. Давайте лучше поговорим непосредственно о спектакле.

Очень интересное начало просто необходимо отметить. На сцене появляется рассказчик (Андрей Пирог) с книгой в руках и начинает читать пьесу: «Действие первое (вместо пролога). Отрадина сидит за столом и шьет воротничок…» В это время на сцене появляется Люба, садится за стол и начинает шить воротничок. Входит Муров. Далее рассказчик произносит реплику девушки: «Ах, мой милый, как я рада!» И тут же Отрадина повторяет: «Ах, мой милый, как я рада!», после чего начинает говорить и Григорий, а рассказчик удаляется на задний план к роялю и впоследствии иногда наблюдает за происходящим и отвечает за восхитительное музыкальное сопровождение.

Что касается игры актеров, то, например, Валерий Кухарешин отлично справлялся со своей задачей, в и без того забавные моменты вносил еще больше комичности. Статный Юрий Сташин в амплуа героя-любовника Пети Миловзорова тоже идеален. Вот смотришь на него, и кажется, будто не роль играет, а действительно человек такой и в жизни.

От Наталии Дмитриевой в образе мещанки Арины Галчихи вообще невозможно было оторвать глаз. Особенно в тот момент, когда она пришла просить милостыню, но по просьбе Кручининой начала с увлечением рассказывать ей о сыне (как оказалось, придумывая все на ходу).

Островский говорил о Незнамове следующее: «Он знает провинциальных актрис и не уважает их, поэтому он считает себя как бы вправе говорить им грубости, но в то же время он умён и понимает, что ему ещё рано быть судьёй чужих пороков. И в саркастической улыбке у него проглядывает румянец юности и конфуза. Когда он понял, что встретил чистую натуру, невиданную им, он остолбенел, он рот разинул от удивления; он потерялся, он ищет и не может найти тона; прежний его разговор показался ему не только дерзким, но, что ещё ужасней для него, глупым». И Андрею Некрасову в точности удалось передать именно такое состояние героя. Это тот самый момент, когда смотришь на человека (и не важно, в реальности или на сцене) и ощущаешь внутри себя те чувства, которые испытывает герой. Если делить спектакль на отдельные сцены, то лучшей по восприятию я бы назвала именно беседу Незнамова с Кручининой.

Кстати, о Екатерине Унтиловой. Огорчило то, что слишком часто актриса была спиной к зрителям. Во время одного из диалогов из-за этого даже слышимость конкретно ее реплик была хуже. И вот кручинилась актриса не совсем правдоподобно. Именно здесь и возникают двоякие эмоции. Ни в коем случае не хочу сказать, что Унтилова плохая актриса. Но вот ее горю на сцене не верю совсем. Учитывая, что это входит в диссонанс с фразами из пьесы о том, как Кручинина отлично передает отчаяние и печаль на сцене.

Завершается же спектакль тем, что на сцене спиной к зрителям замирает Незнамов, на первый план снова выходит рассказчик и дочитывает пьесу, произнося и заключительную реплику Кручининой: «От радости не умирают».

Напоследок только скажу, что удивила очень реакция зрителей на спектакль. Аплодировали все, но сидя на своих местах. Только двое стояли, и лишь на последних секундах остальные встали. А как только актеры ушли за кулисы, аплодисменты резко оборвались, и на повторный поклон зрители никого вызывать уже не стали. Интересно, говорит ли это о чем-то?

 

Текст: Анастасия Кулипанова

Фото из открытого доступа

Добавить комментарий