Гусли в космосе

Википедия сообщает нам, что в Петербурге 28 действующих органов. Другой источник утверждает, что 309 лет прошло с того момента, как первый орган был привезен в город по указу Петра I. Проще всего услышать орган сейчас на службе в католической и лютеранской кирхе, а также на немногочисленных, но регулярных органных концертах, рассчитанных на массового зрителя. Хотя, конечно, нельзя сказать, что инструмент пользуется популярностью в массах. Сколько в Петербурге звончатых гуслей, Википедия не сообщает, однако, вид девушки, играющей на гуслях, будничным тоже не назвать. И уж тем более трудно представить себе сочетание этих инструментов. Дуэт «Гусли в космосе» поставили своей целью пропаганду современного искусства, основанного на отечественных традициях исполнительского и композиторского мастерства. Состав дуэта - Елизавета Панченко (композитор, мультиинструменталист, член Союза композиторов Санкт-Петербурга), и Анастасия Фомина (гусляр, педагог, обладатель Премии Правительства Санкт-Петербурга). Обе они — лауреатки и обладательницы Гран-При международных и всероссийских конкурсов и ведут активную концертную деятельность с сольными программами в России и за рубежом. 4 октября в лютеранской церкви Петра и Павла дуэт сыграл для зрителей программу с одноименным названием «Гусли в космосе», исполненную на малом органе и звончатых гуслях.Программа «Гусли в космосе» — это калейдоскоп ярких разнохарактерных композиций, раскрывающих колоссальный виртуозный и метафизический потенциал звончатых гуслей. Название программы определил одноимённый концерт Бориса Кравченко, написанный в 1969 году. В этом году концерт дуэта был посвящен 56-ой годовщине первого полёта человека в космосе. Программу концерта можно было логически разделить на две части, первая – историческая, сюда вошли произведения И.С Баха «Прелюдия и фуга ми минор», А. Вивальди «Концерт для гитары с оркестром ре-мажор»; «Концерт для органа ля-минор», Г.Ф. Тельмана «Соната для скрипки и цифрованного баса». Музыкантами самостоятельно были сделаны авторские переложения мелодий для органа и гуслей. Вторая часть – новая, сюда вошли произведения Бориса Кравченко «Гусли в космосе», концерт для гуслей и оркестра русских народных инструментов, Константина Шаханова - «Дрёма» для гуслей соло, «Посвящение», Вадима Бибергана «Концерт для гуслей и оркестра русских народных инструментов», а также композиции самой Елизаветы Панченко - “Фантазия” (посв. Нине Оксентян) и «Adagio-вальс» для гуслей и органа. Концерт продолжался чуть более полутора часов, и около двухсот зрителей проявили внимание к мероприятию. Первое и основное, что стало ясно каждому пришедшему – старинные инструменты могут звучать современно и интересно. Необычное сочетание оказалось на проверку очень удачным, поэтому из зала на девушек весь вечер были направлены десятки объективов телефонов, фотоаппаратов и планшетов. Атмосфера и убранство церкви же располагали к умиротворенному созерцанию. Хочется надеяться, что видео и эмоции, полученные зрителями в этот вечер, будут способствовать популяризации современной тональной и ладовой музыки, укоренённой в славянском фольклоре. Текст: Катерина ЕгороваФотографии из открытого доступа

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения