Вы здесь
Главная > Анонс > Ретроспектива Вима Вендерса 14-18 декабря Санкт-Петербург. Кинотеатр «Аврора»

Ретроспектива Вима Вендерса 14-18 декабря Санкт-Петербург. Кинотеатр «Аврора»

С 14 по 18 декабря компания «Иноекино» представит в Санкт-Петербурге ретроспективу

фильмов одного из самых значимых для истории кино режиссеров послевоенного времени –

Вима Вендерса.

Вим Вендерс – один из лидеров движения «Новое немецкое кино», в 70-е годы ставшего

глотком свежего воздуха для послевоенной Германии, переживающей не лучшие времена.

Вендерс, Фассбиндер, Херцог, Шлёндорф – каждый по-своему рассказывал в своих фильмах

о том, о чем немецкое кино молчало более 30 лет – о людях, населяющих окружающую его

страну. Герои фильмов Вендерса – одинокие и потерянные люди, пытающиеся из последних

сил изменить свою жизнь к лучшему и попробовать идентифицировать себя в современной

Германии. Эмоциональные перемены, которые они претерпевают в фильмах немецкого

режиссера, почти всегда застают их в дороге. Движение сквозь историю и городские

ландшафты страны становится метафорой пронизывающей авторскую кинореальность тоски

по человечности и близости.

В ретроспективу войдут пять ключевых фильмов Вима Вендерса. Условная «дорожная»

трилогия, в которую входят три фильма цикла – «Алиса в городах» (1974), «Ложное

движение» (1975) и «С течением времени» (1976). Главную роль во всех трех картинах

исполняет «немецкий Жан-Поль Бельмондо» 70-х годов – Рюдигер Фоглер. Также в рамках

ретроспективы будут показаны и два культовых фильма для всего мирового авторского кино

80-х – «Париж, Техас» (1984) и «Небо над Берлином» (1987).

14 декабря. Начало в 19:30

АЛИСА В ГОРОДАХ / ALICE IN DEN STADTEN

Германия (ФРГ). 1974

Режиссер: Вим Вендерс

В главных ролях: Рюдигер Фоглер, Лиза Крейцер, Йелла Роттлендер

Оператор: Робби Мюллер

Продолжительность: 110 минут

Фотограф и журналист Филлип Винтер (Рюдигер Фоглер) хочет написать репортаж об

американских ландшафтах — но текст не дается, из-за чего и без того депрессивное

состояние Филлипа только усугубляется. Решив отправиться домой в Германию, Филлип

встречает в аэропорту свою старую знакомую, которая просит его об услуге. В результате

герою приходится заботиться о ее 9-летней дочери (Йелла Роттлендер). Вместе они колесят

по дорогам Западной Европы в поисках ее бабушки, надеясь, что память девочки однажды

подскажет дорогу.

«Алису в городах» называют фильмом трех «А»: Alienation (отчуждение), Angst (тревога) and

America (Америка). Действительно, эта почти любительская картина пропитана страхом и

пустотой, охватившими послевоенную Германию. Вендерс, развивая традиционно

европейскую проблематику кризиса и отчуждения, наполняет фильм американской поп- и

рок-музыкой и выбирает традиционно американский жанр, как бы бросая вызов убеждению,

что «road movie» подвластен только американцам. Выбирая темп, соответствующий

медленному сближению случайных попутчиков, Вендерс втягивает зрителя в спонтанный

рассказ о поисках героями своей идентичности, а талантливая операторская работа Робби

Мюллера помогает собрать воедино ошеломляющий и опустошающий портрет двух людей,

ищущих себя и собственную память на пустынных дорогах.

15 декабря. Начало в 19:30

ЛОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / FALSCHE BEWEGUNG

Германия (ФРГ). 1975

Режиссер: Вим Вендерс

В главных ролях: Рюдигер Фоглер, Ханна Шигулла, Настасья Кински, Лиза Крейцер

Оператор: Робби Мюллер

Продолжительность: 103 минуты

В центре фильма «Ложное движение» находится писатель (Рюдигер Фоглер), переживающий

творческий и личностный кризис. Отчаянно желая обрести собственный голос, он пускается

в путешествие, присоединяясь к группе странствующих акробатов, среди которых Миньон –

дебютная роль блистательной Настасьи Кински.

Бесцельность движения персонажей в бесконечном странствии сквозь городские пейзажи

напоминают о фильмах Антониони. Одни сцены испытали на себе японское влияние, другие

– вступают в диалог с Французской новой волной. Одним словом, «Ложное движение» легко

встраивается в традицию, наблюдающую за дистанцией, разрывом и отчуждением — между

человеком и пространством, ежедневными занятиями и их смыслом, между поколениями и,

конечно, между конкретными людьми.

Для режиссера история людей, обреченных на одиночество, невозможна без обращения к

более широкому контексту. «Ложное движение» поднимает вопрос о нацистском прошлом

Германии, которое нельзя и дальше игнорировать, подавлять и замещать (в том числе —

американской поп-культурой). Говоря об этом, Вендерс, возможно, впервые настолько

открыто выходит за пределы внутреннего мира своих героев — наружу, в пространство

истории и человечества.

16 декабря. Начало в 19:30

С ТЕЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ / IM LAUF DER ZEIT

Германия (ФРГ). 1976

Режиссер: Вим Вендерс

В главных ролях: Рюдигер Фоглер, Ганнс Цишлер, Лиза Крейцер

Оператор: Робби Мюллер, Мартин Шеффер

Продолжительность: 175 минут

Бруно Винтер (Рюдигер Фоглер) – киномеханик, разъезжающий вдоль границы ГДР на

старом фургоне и встречающий разбитого расставанием с женой Роберта Ландера (Ганнс

Цишлер). Ландер, пытаясь совершить самоубийство, загнал свою машину в ближайшую

реку, после чего Винтер предлагает подвезти его, пока не обсохнет одежда. Так начинается

фильм «С течением времени» – многослойный оммаж исчезающему под напором

телевидения кинематографу. Герои едут по дороге, пытаясь противостоять неумолимому

течению времени, отстаивая свое право на самое важное – любовь и кино.

Вендерс начал съемки фильма, еще не имея на руках сценария. Вместо него была карта –

маршрут по маленьким немецким городкам, расположенным вдоль Берлинской Стены, в

которых имелось оборудование для показа фильмов с пленки. Эта близость к жизни, случаю,

реальной действительности становится основной силой этого фильма. Германия конца 70-х

годов выглядит колоритно и фактурно. Вернувшись к черно-белому изображению, Вендерс

набрасывает поверх объектов то нежную дымку, то резкие тени, заставляющие, как говорит в

этом фильме герой Фоглера, «чувствовать время спиной».

Фильм получил приз ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале 1976 года.

17 декабря. Начало в 19:00

ПАРИЖ, ТЕХАС / PARIS, TEXAS

Германия (ФРГ), Франция, Великобритания. 1984

Режиссер: Вим Вендерс

В главных ролях: Гарри Дин Стэнтон, Дин Стоквелл, Настасья Кински, Хантер Карсон

Оператор: Робби Мюллер

Продолжительность: 139 минут

Тревис Хендерсон (Гарри Дин Стэнтон) скитается по пустыне, оставив дома своего

маленького сына Хантера: пыльная дорога, слепящий свет солнца и блюз, – вот то, чем он

живет последние 4 года. Никто не знает, что с ним, и вернется ли он. Однажды, зайдя в

салун, чтобы выпить воды, Тревис теряет сознание. Врачи связываются с ближайшими

родственниками. Так у Тревиса появляется попутчик – его брат Уолт. Вместе они

направляются в город Париж, что в штате Техас – место, где родители Тревиса впервые

занялись любовью.

Этот фильм населен призраками – захламленными мотелями и пустынными равнинами.

«Ничьи» пространства становятся местом размышления о любви – бессмысленной, пустой,

жестокой, страстной, нежной и всепрощающей. Отправляясь на поиски мечты в

безжизненную пустыню, неразговорчивый и закрытый Тревис ищет свои собственные

истоки, место, где все началось. И снова, благодаря операторскому мастерству Робби

Мюллера, завораживающему саундтреку от Рая Кудера, актерской игре харизматичного

Гарри Дина Стэнтона, эта история не вмещается в рамки локальной семейной драмы, и от

этого становится только более пронзительной. Финальный монолог героя — одновременно и

надежда, и опустошение, которые в мире Вима Вендерса всегда связаны воедино.

«Париж, Техас» был сделан почти независимо — по-крайней мере, абсолютно вне студийной

системы. В этом фильме Вендерс оттачивает прием, уже использованный в «Алисе в

городах»: окружающее героев пространство становятся отражением процессов памяти и

сознания. Но в картине 1984 года оно обретает динамичное поэтическое измерение,

навеянное американским инди-движением 80-х, которое стало для режиссера главным

источником вдохновения.

Фильм получил три награды на Каннском кинофестивале 1984 года (Золотая пальмовая

ветвь, ФИПРЕССИ и Приз экуменического жюри), а также — Сезар и Золотой Глобус за

лучший иностранный фильм в 1985-м.

18 декабря. Начало в 19:00

НЕБО НАД БЕРЛИНОМ / DER HIMMEL UEBER BERLIN

Германия (ФРГ), Франция. 1987

Режиссер: Вим Вендерс

В главных ролях: Бруно Ганц, Сольвейг Доммартин, Отто Зандер

Оператор: Анри Алькан

Продолжительность: 130 минут

Невидимые для людей, по Берлину бродят бессмертные ангелы, заглядывая в окна

человеческих квартир, оберегая их от простуды, читая их мысли и наблюдая за их

слабостями. Их двое – Дамиэль (Бруно Ганц) и Кассиэль (Отто Зандер). Один из них

влюбляется в циркачку Марион, что оборачивается для него необходимостью выбора между

бессмертием и смертью, духом и плотью, меланхолией и любовью.

В разделенном стеной Берлине Вим Вендерс снимает меланхоличный и пронзительный

фильм-притчу об ангелах и людях, о том, что нет границ для любви и близости, откуда бы ты

ни смотрел на мир – с плеч Статуи Богини Виктории или из циркового шатра. Совместно со

своим давним соратником (австрийским писателем и режиссёром Петером Хандке) он

рассказывает очень личную историю, стремясь показать «то – что ощущается с момента

прибытия в Берлин: что-то в воздухе, под ногами, в лицах людей; то – что делает жизнь в

этом городе столь отличной от жизни в иных».

Фильм получил приз Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру в 1987-м, награды

European Film Awards и German Film Awards в 1988-м.

comments powered by HyperComments