Вы здесь
Главная > Анонс > PERFORM: искусство и обман

PERFORM: искусство и обман

Фильм “Искусство и обман. Жизнь Марка Лэндиса” будет продемонстрирован петербуржцам 24 мая в 19.30 на Новой сцене Александринского театра. Вы смотрели сериал “Белый воротничок”? Отражая одну из граней одержимости искусством, фильм Сэма Кульмана раскроет тайны американского мастера подделок Марка Лэндиса.

Марка Лэндиса называют величайшим мошенником современности в сфере искусства. Он обвел вокруг пальца десятки музеев США, преподнеся им в дар сотни поддельных картин, написанных якобы самыми известными художниками, от эпохи Возрождения до современности. Большинство этих картин были выставлено известными музеями как подлинники – ведь таково главное условие псевдо-мецената.

Как нарисовать картину Рубенса, используя растворимый кофе? Как впарить Национальному музею на выставку несколько только что нарисованных «шедевров»? Как обманывать известных экспертов и при этом уходить от судебных преследований целых 20 лет? Вместе со зрителем Лендис продолжает проделывать все эти фокусы – ведь герой фильма до сих пор на свободе. Хорошее пособие для пранкеров от искусства.

Марк родился 10 марта 1955-го года в городе Норфолк, штат Вирджиния . Его дед был директором автомобильной компании ‘Auburn Automobile’, закрывшейся во времена Великой депрессии из-за нерентабельности. Отец Марка, офицер военно-морских сил США, в молодости был переведен на службу в Европе. Семья Лэндисов жила в Париже, Лондоне и Брюсселе. Отец нашего героя умер, когда Марку было 17 лет. Это событие перевернуло всю его дальнейшую жизнь: на протяжении 18 месяцев он находился в больнице в Канзасе, где ему был поставлен диагноз – шизофрения. Именно в это время у Марка проснулся интерес к искусству.

После выписки из больницы он некоторое время посещал художественные курсы при Институте искусств в Чикаго, а затем работал в Сан-Франциско, где начал заниматься реставрацией картин. Марк решил попробовать себя в роли торговца картинами и купил небольшую картинную галерею. Однако, его бизнес быстро прогорел. Он решил вернуться в дом своих родителей, но перед этим, чтобы почтить память отца, решил отдать одну из своих картин, копию полотна Мэйнарда Диксона, Калифорнийскому музею. Неизвестно почему сотрудники музея не распознали в картине подделку, но, как бы то ни было, это была первая удачная шутка Марка.

На протяжении следующих 20 лет Лэндис работал над новыми картинами. Он успел отдать в дар огромное количество полотен более чем 50 американским музеям, каждый раз придумывая себе новый псевдоним и легенду. Марк обладает уникальной способностью копировать стиль художника, а не просто срисовывать его мазки. Несмотря на то, что даже простейший тест может выявить подделку, каждый раз владельцы были настолько счастливы заполучить подлинник кисти известного мастера, что не придавали особого значения его происхождению. Выбирая небольшие музеи, которые не проводят тщательной проверки картин, он ставил одно условие: картина должна быть в основной экспозиции музея, на что владельцы с удовольствием соглашались. Нередко копии одной и той же картины Марк дарил двум совершенно разным музеям

Впервые в подлинности картин усомнились в Городском музее Оклахомы, куда Марк отдал несколько картин: акварель Луи Вальта, морской пейзаж работы Поля Синьяка, автопортрет Мари Лорансен и несколько других. Когда реставраторы и администрация музея начали изучать картины, они обнаружили, что та же картина Синьяка была не так давно передана в другой музей, SCAD Museum of Art. Копии других переданных картин были обнаружены в других музеях страны несколько позже.

В сентябре 2010-го года Марк под видом иезуитского священника попытался отдать в дар музею Paul and Lulu Hilliard University Art Museum картину американского художника Чарльза Каррана, объясняя это решение последней волей его покойной матери. Однако, пусть и не сразу, директор музея и команда экспертов провела проверку и подделка была выявлена. В течение нескольких месяцев тот же священник передал картины в несколько других музеев Америки.

Расследование продолжалось до тех пор, пока полиция и ФБР не столкнулись с проблемой: фактически, ни одного закона Лэндис не нарушил, а то, что на протяжении 20 лет владельцы музеев по всей стране не смогли разоблачить подделку, можно оправдать лишь невнимательностью и излишней доверчивостью.

В мае и апреле 2012-го года в музее Dorothy W. and C. Lawson Reed Jr. Gallery прошла первая выставка поддельных картин Марка Лэндиса под названием ‘Faux Real’, которая призвана обратить внимание посетителей, что в некоторых случаях подделка – это самое настоящее искусство

comments powered by HyperComments