Вы здесь
Главная > Анонс > Андрей Свяцкий “Романсы и песни о войне”

Андрей Свяцкий “Романсы и песни о войне”

Андрей Свяцкий “Романсы и песни о войне”. 24 февраля 2013 года. Белый зал Политехнического университета. Начало в 17.00.

arh1Праздничный концерт известного петербургского артиста, лауреата Всероссийских конкурсов Андрея Свяцкого будет посвящен популярным военным песням, рожденным в годы Великой Отечественной войны выдающимися композиторами; таким музыкальным шедеврам, как “Вечер на Рейде”, “Бьется в тесной печурке огонь”,Cиненький скромный платочек”.

“Завораживающий’ лирический баритон певца, а также внутренний артистизм и высочайшая культура исполнения Андрея высоко оценены российской музыкальной критикой и публикой.

Атмосфера подлинно высоких чувств и мыслей, доброжелательно-ненавязчивая интонация общения со слушателями, тонкий юмор отличают концерты этого исполнителя.

Билеты продаются в театральных кассах города и кассе Зала.

 

Андрей Свяцкий:

Я буду петь прекрасные военные песни, начиная  с самых первых, сочиненных в пору Великой Отечественной войны,  такими композиторами, как: Василий Павлович Соловьев-Седой, Константин Яковлевич Листов, Марк Григорьевич Фрадкин, Вениамин Ефимович Баснер, Матвей Исаакович Блантер и другие.

В параллель буду вкратце знакомить слушателей  с историями возникновения песен и судьбами их замечательных авторов. Человечность, звучащая в этих сюжетах и сохраненная в мелодиях – словно “слепок” с этого времени, эпохи великой человеческой наивности.

Как замечательно будет, если и современные молодые люди станут слушать и любить военную песню. Ибо в ней есть какая-то правда о жизни настоящей, о невыдуманной красоте человеческих отношений.

В самом начале Отечественной войны, когда не написаны еще были военные песни, фронтовые актерские бригады выступали с его романсами. Знаменитые исполнители: Тамара Церетели, Изабелла Юрьева, Клавдия Шульженко, –  пели под Ленинградом,  выезжали на фронт. “Синенький скромный платочек” во время войны считалась многими любимейшей песней. Принадлежит она знаменитому автору Ежи Петербургскому. Клавдия Ивановна Шульженко во время своих выступлений пела ее довольно часто, – у бойцов были популярны проникновенные лирические вещи; о доме, о любимых, тех, кто их ждет, о мирной жизни. Причем, сначала прославленная артистка выступала на выездных концертах в военной форме,   но затем, вняв просьбам  фронтовиков, стала выходить к ним в ситцевом платье, дополнив образ  синим платком в руках.

Текст к «Синему платочку» написан сотрудником военной газеты, лейтенантом Михаилом Максимовым. Но мне, например, гораздо больше нравится, как звучит эта песня на польском языке. Так что на концерте буду исполнять ее сначала по-польски и, в продолжении, на русском.

Песни на войне даже не сочинялись, а именно рождались.  Мелодии замечательно искренние, пробирающие душу. Именно благодаря тому, что удивительно человечны были  в то нелегкое время люди. Например, “Бьется в тесной печурке огонь”… Меня в свое время потряс сюжет создания: солдат, сидя в окопе,  писал письмо любимой жене, стал набрасывать его в прозе, а потом оно обратилось в стихи. А у композитора Листова, увидевшего однажды их в печати, моментально придумалась мелодия!

Чаще всего именно так, совершенно случайным образом, авторы слов встречались с композиторам. Знаменитая песня “Прощайте, скалистые горы” рождена была во время военных действий на полуострове Рыбачий. Один из бойцов написал стихотворение, оно опубликовало было в местной газете, Жарковский подобрал к нему музыку… и так эта песня стала  гимном Северном фронта!

Самое интересное и что особенно трогает – то, как эти песни передавались из уст в уста, связисты, радисты напевали друг другу мелодии по трансляции, и они  разлетались по стране…

А по ту сторону окопов пелась “Лили Марлен”, запрещенная в свое время Геббельсом. После певица Лале Андерсен записала ее и сделала невероятно популярной, тираж пластинок был миллионным. И солдаты стали напевать ее, в окопах, а дальше, как мы знаем, ее стала исполнять Марлен Дитрих.

…Знаменитый дирижер Элиасберг в годы войны руководил  единственным в блокадном Ленинграде оркестром, в нём работали оставшиеся в городе музыканты. Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета выступал по радио и давал концерты, исполнял различные симфонии, в том числе давал премьеру Седьмой Ленинградской симфонии. Спустя много лет за кулисы Ленинградской филармонии заглянул гражданин Германии и поведал Элиасбергу, прославленному  маэстро, как они, немцы,  слушали симфонические концерты в исполнении его оркестра, по радио во время Второй Мировой! Эти рассказы, удивительно человечные, конечно, трогают.

А помните песню Cлучайный вальс”? “Ночь коротка, спят облака, и лежит у меня на ладони незнакомая ваша рука”… Однажды к композитору Марку Григорьевичу Фрадкину подошел молодой лейтенант и рассказал историю, как он приехал в провинциальный город, зашел случайно в клуб, увидел прелестную девушку и пригласил ее танцевать, под патефон. В этот момент вошли и объявили, что машина подана и нужно уезжать, и он убежал с танцплощадки, был вынужден. И вот он просил Фрадкина: “Напишите, пожалуйста, песню и, может быть, мы эту девушку отыщем”. Вместе с поэтом Долматовским сочинили ту самую песню, передавали по радио… И девушка отыскалась! Но, к великому горю, лейтенант погиб…

 

comments powered by HyperComments