Вы здесь
Главная > Анонс > Мадам Ивани

Мадам Ивани

Проект театра «БитКом» «Мадам Ивани». 4 августа 2012 года, ЦПКиО.

Полтора часа счастья. Наверное, так можно вкратце охарактеризовать спектакль-концерт “Мадам Ивани”. Спектакль-концерт — определение не совсем обычное. Наш зритель привык к четким границам и терминам: шоу — так шоу, концерт — так концерт, спектакль… Ну, и так далее. Однако в данном случае перед нами предстает нечто эклектичное и динамичное, не укладывающееся в узкие критерии определения конкретного жанра.

От спектакля берется драматургия, от концерта — живые музыканты. Последние тоже вплетены в действие, и заняты не только лишь созданием музыкального фона. Впрочем, слово “фон” в этом случае не совсем корректно, ведь музыка является основным языком этого спектакля, в каждом музыкальном номере рассказывается небольшая история, укладывающаяся в целостную мозаику сюжета.

Музыкальные номера –  кавер-версии известных песен и авторские произведения – выполнены в разных стилях – преимущественно в чем-то ретро-джазово-блюзово-свинговом  – однако все они приобретают некий единый «иванинский» оттенок. Сложно сказать, какая грань здесь превалирует, и при этом, общая стилистика четко прослеживается в каждом номере. Песни Queen и Аллы Пугачевой, Мориса Альберта и русские народные «Валенки» соседствуют в рамках одного концерта, причем соседствуют гармонично и приобретают единое смысловое интертекстуальное наполнение. Авторские номера являются некими опорными точками, вносящими ясность и рациональность в абстрактную музыкальную картину песен-каверов.

«Мадам Ивани» — это живой организм, продолжающий обновляться и обрастать новыми нюансами вокруг первоначальной сердцевины. Это происходит в первую очередь благодаря импровизациям актеров и музыкантов, и в плане звука, и в плане сюжета. Например, Антонина Семеновна (Ольга Коваленко, клавиши) являлась изначально одной из центральных героинь, которая впоследствии съехала на «периферию» сюжета, продолжая представлять на сцене яркий образ женщины с достоинством (ей посвящена целая песня). Другие музыканты не так активно замешаны в самом действии, однако не выпадают из него вовсе, – это: Сотрудник Макдональдса Василий (Александр Березин, бас-гитара); Иннокентий (Ренат Шевалиев, русские народные инструменты); полицейский Николай (Вячеслав Никифоров, барабаны) и Миша (Игорь Покатилов, гитара). Милая «непричесанность» и как будто недоделанность некоторых моментов не раздражает, во многом потому что со сцены не веет строгой академичностью, а наоборот, чувствуется живой диалог со зрителем, самоирония, юмор и простор для новых импровизаций и превращений сюжета.

“Мадам Ивани — это мы все: и я, и вы, и ты, и они” — так представляет звезду на сцене близкая подруга Маргарита (Вера Фомина). Перед зрителями же в образе Мадам Ивани предстает Анна Иванина, молодая петербургская актриса, а также автор и исполнитель большинства музыкальных номеров спектакля. Посыл этого образа можно разгадать как олицетворение молодости. А молодым ведь каждый из нас либо является, либо был, либо будет — это неизбежно. Ну, если не брать фатальных случаев. Впрочем, я отвлеклась. Так вот, рассказывая на сцене историю маленькой храброй женщины, прошедшей долгий путь взлетов, падений, удивлений и разочарований, и в конце концов добившейся славы, рассказывается еще и история молодости. История ценности мгновений, любви, веселья, курьезности жизни, одиночества и непонятости. Вот прямо так, целый букет. И как все молодое, спектакль пестрит иронией, трагизмом одновременно с комичностью, и прочими дихотомиями различной степени замысловатости.

Первый слой затрагиваемых проблем – это непримиримое упорство в борьбе с превратностями судьбы и детская наивность в этом упорстве в сочетании с сединной мудростью (к слову о дихотомиях). Человек понимает, что за славу и счастье обязательно нужно чем-то расплачиваться, но упирается коленками в пол, как ребенок на пути к стоматологу. Второй и все последующие слои каждый выделит для себя сам. Потому что по большому счету, как и любое произведение искусства, должное доставлять эстетическое удовольствие, «Мадам Ивани» воспринимается скорее эмоционально, нежели рационально. Именно поэтому его и пришлось окрестить «полуторачасами счастья».

Дарья Скороспелова

 

comments powered by HyperComments