Руслан Кудашов: экспериментируя в живом плане

30 марта в семь часов вечера в Буквоеде на Восстания состоялась творческая встреча с хорошо известными театральному Петербургу людьми: главным режиссером Большого театра кукол Русланом Кудашовым и молодой труппой театра – в основе своей недавними его студентами.

[caption id="attachment_13568" align="alignleft" width="580"] Руслан Кудашов[/caption]Потенциально тем для беседы было более, чем достаточно. Прошлый 2011-й год ознаменовался несколькими крупными событиями для выступающих: восьмидесятилетним юбилеем Большого театра кукол, десятилетием творческой деятельности Руслана Кудашова, пятилетием его работы в должности главного режиссера и пополнением труппы театра выпускниками его мастерской при Санкт-Петербургской Академии театрального искусства. Более того, Кудашов получил «Золотой софит» за режиссерскую работу над спектаклем по «Повестям Белкина» «Покаяние и прощение»; а также (уже в этом году) номинировался на «Золотую маску» со спектаклем «Колобок», в котором участвуют три его студента (Мария Батрасова, Ренат Шавалиев, Денис Казачук).В анонсах встречи говорилось о том, что помимо диалога с гостями в этот вечер состоится демонстрация трейлеров нескольких спектаклей, а также презентация аудиоверсии постановки «МЫ» по одноименному роману Евгения Замятина. Это очень необычный проект. Спектакль в основном состоит из этюдов с гапитами (безликими основами тростевой куклы). Портал сцены делится красной лентой на две части: верх и низ. Гапит всегда над визуальной границей, а кукловод – под ней. Так режиссер со сценографом передают идею двойственности человека, у которого есть как социальный облик, так и внутренний мир. Звукоряд же состоит из различных по стилю музыкальных композиций, не связанных друг с другом, без визуального текста. Насколько можно передать основную тему спектакля – тему двойственности человека, решённую чисто визуальными средствами, - звуком? – один из тех вопросов, с которыми лично я шла на эту встречу. К сожалению, загадочная идея аудиоверсии осталась тайной, так как к 30 марта довести проект до конца не получилось, но нашлось много другого, не менее, а то и более, ценного. Вся прелесть была в живом процессе: за день до творческой встречи Русланом Кудашовым было принято неожиданное решение о том, что вместо демонстрации аудиоверсии спектакля «МЫ» будет показана читка стихов Иосифа Бродского.[caption id="attachment_13574" align="alignleft" width="579"] Сцена из спектакля "МЫ"[/caption]Импровизированная концертная программа началась словами Кудашова: «Сначала мы немного здесь поэкспериментируем. То, что сейчас последует, - проба. К ней нужно относиться как к первой репетиции, которая неизвестно, чем закончится. Может быть, за ней последует какое-то продолжение, а, может быть, и не последует. Это как получится!», - и чтением им стихотворения Бродского «Зима, зима, я еду по зиме…», о чем стоит сказать хотя бы несколько слов, ведь главный режиссер БТК редко выходит на сцену. Тем более, что образ получился интересный, возможно, благодаря внутреннему резонансу с текстом. На стуле посреди эстрады сидел человек, повидавший в своей жизни много всего: и хорошего, и плохого, - один среди толпы незнакомцев – и грустно рефлексировал, тая где-то в закромах души надежду на светлое будущее, как свое, так и всех встреченных им по пути.Такое выступление смогло настроить зрителей на восприятие последующего калейдоскопа чтецких номеров:Денис Казачук - Венецианские строфыСергей Беспалов - Развивая ПлатонаВасилиса Ручимская и Семен Шигин - Рождественский романсЕкатерина Белевич – «Я слышу не то, что ты мне говоришь»Анатолий Гущин – Рыбы зимойВиктория Слуцкая – Ниоткуда с любовью надцатого мартобряДмитрий Чупахин – Одному тирануРоман Дадаев – «Ни страны, ни погоста…»Ренат Шавалиев – Мне говорят, что надо уезжатьМихаил Гришин – конспект одного из заседаний суда над БродскимСемен Шигин: «В деревне Бог живет не по углам»Виктория Короткова – НатюрмортАнастасия Грицай – Стакан с водойИрина Чугаевская – «Только пепел знает…»Наталья Сизова – Сначала в бездну свалился стулМихаил Гришин – Письма римскому другуВасилиса Ручимская – Не выходи из комнатыДмитрий Чупахин – НабросокЕкатерина Белевич – Одной поэтессеВиктория Слуцкая – Памятник ПушкинуПо большей части выбранные актерами стихи не имели сюжета в привычном смысле. У кого-то история получилась уже на первом этапе знакомства с текстом, у кого-то – нет, но произвести благоприятное впечатление удалось всем. Особо хочется отметить Сергея Беспалова, Викторию Короткову, Василису Ручимскую, Анатолия Гущина, Рената Шавалиева, Анастасию Грицай.[caption id="attachment_13569" align="alignleft" width="300"] Василиса Ручимская[/caption]Более всех поразила Василиса Ручимская. Ей удалось рассказать зрителю две истории с помощью нескольких театрально интересных приемов. Свой первый отрывок («Рождественский романс») они прочли совместно с Семеном Шигиным практически в унисон. Семен сидел на стуле и произносил текст наизусть, а Василиса стояла рядом и читала с листа. Это, несомненно, была игра со зрительским восприятием. Когда актриса читает стих, звучат мысли автора, которого олицетворяет Семен Шигин. Такая простая, ясная и, вместе с тем интересная мысль. При работе нал номером «Не выходи из комнаты» Василиса использовала иной подход. Она села на стул, держа в руках метроном, который приводила в движение после прочтения каждого абзаца, замолкая при этом на несколько секунд. Создался образ времени, разговаривающего с человеком. Оно движется неумолимо и диктует алгоритм жизни, исходя из своей странной логики.Анатолий Гущин нашел свой способ прочтения стихотворения «Рыбы зимой». Бережно сжатым кулаком он проводил в воздухе плавную линию во время чтения. Создалось впечатление, будто у него в руке была спрятана небольшая рыбка.Совершенно иначе работали с текстом Сергей Беспалов, Виктория Короткова, Ренат Шавалиев, Анастасия Грицай. Они читали очень просто, незатейливо, интонируя голосом в нужных местах. Казалось, что это были их внутренние монологи. Анастасия Грицай размышляла о стакане воды, любуясь им мысленно; Сергей Беспалов рассказывал о городе, в котором хотел бы жить.Когда концертная часть закончилась, настало время небольшого диалога. Вопросы зрителей были о разном: о репертуаре, мастерстве актеров, специфике театра кукол. Кому-то было интересно узнать, почему актеры показались лишь в живом плане; кому-то – насколько сконцентрирован на театре режиссер. Руслан Кудашов очень искренне рассказал о нехватке времени на проекты, не относящихся к постановке спектаклей, ведь помимо работы у него есть семья, в которой растут дети – им очень нужно его внимание. Кроме того, режиссер очень тепло отозвался о своих актерах, а также заметил, что сегодняшний актер должен много знать и уметь, ведь современный театр кукол требует навыков работы как в драматическом плане, так и в кукольном.Тем, кто пришел на эту встречу, несомненно, повезло: во-первых, им удалось пообщаться с замечательным творческим коллективом, который из-за своей исключительной занятости крайне редко устраивает подобного рода мероприятия, а во-вторых, формат встречи получился теплым, камерным, почти что эксклюзивным и, скорее всего, в подобном своем воплощении больше не повторится.

 Текст: Ольга Яблокова

Отзывы

Комментариев: 0

  1. Полина

    Да, соглашусь, встреча была интересной.
    Впечатление подпортил разве что мой сосед — не знаю имени, весь вечер бормотал разные глупости.
    В остальном все очень понравилось, спасибо большое артистам и самому Кудашову!

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения