MAрт. Одесса. Пять вечеров

Фестиваль современной молодёжной культуры «M.art». Украина. Одесса. 8-20 марта 2011г.

Очень субъективные заметки

Март в Одессе. Уже пахнет весной. Иногда бывает так тепло, и солнце прямо в глаза, и просто таешь в предвкушении весеннего обновления. И так каждый год. Весна – как синоним нового, но вместе с тем старого, того, что уже было, но в новом варианте, то есть новое через осмысление традиционного. Спираль развития...

Весной в Одессе все начинает оживать, в том числе культурная жизнь. В этом году одесситов пригласил к себе на «фестиваль молодого арта» Арт-центр Александра Коробчинского. Фестиваль так и называется – «M.art».

vystavkaВ первый вечер мы смогли увидеть открытие выставки группы художников. Афиш по городу практически не было заметно, но на открытие фестиваля пришло очень много гостей,  система приглашения через Интернет по социальным сетям сработала хорошо. Молодые художники могли купаться в море внимания друзей и поклонников. Это очень приятно, когда твои работы размещены на стенах «крутой» галереи, масса посетителей может увидеть то, над чем ты трудился, оценить твое художественное творчество по достоинству. Как сказала Ута Кильтер: «Молодым негде выставляться». И это правда. При всей массе галерей в Одессе молодой художник  не имеет возможности оплатить аренду галереи сам, он еще не зарабатывает своим творчеством столько, чтобы оплачивать труд галериста. И «M.art» предоставил художникам такую возможность – выставиться. Единственное требование: в картине должна звучать мелодия весны.

Подборка в итоге получилась очень неоднородной. Есть весьма профессиональные работы, а есть те, которые трудно назвать даже полупрофессиональными, настолько они слабы и беспомощны. Жаль, что так получилось, у организаторов это первый опыт сотрудничества с молодыми художниками, и, наверное, поэтому выглядит выставка собранной несколько второпях. Но в итоге получился своеобразный срез творческих исканий молодых художников.

Есть на выставке, слава богу, работы, которые можно рассматривать долго, с удовольствием. Полотна Николая Лукина, Элины Зелёной, Александры Фомюк по-настоящему живописны, хотя любителям авангарда и экспериментов могут показаться старомодными. Но в них присутствует то, ради чего и существует живопись – душа художника. Прежде всего, мы смотрим не на то, в какой манере выполнена картина, чем – кистью, мастихином или пальцем – она написана. Если картина – «ваша», то отношения с ней складываются практически интимные, совпадение дыхания с художником дает вам ощущение сопричастности и, извините за пафосность, счастье взаимопонимания  с тем, чья работа висит на стене перед вами. Поэтому не всегда срабатывают художественные инсталляции – слишком много смысла или «суеты вокруг дивана», а душа ускользает.

vistavka23У художницы под псевдонимом «Осы (Не Здесь)» интересная графическая разработка «Структуры сна», но набросочный характер графических работ, аккуратно вставленных в красные рамочки, не позволяет большинству зрителей разглядеть то, что хотела рассказать художница. Чуть поближе к зрительским глазам, и мы бы смогли оценить лучше неплохие композиционные решения и разглядеть каждый штрих. Стихи художницы, свернутые в конвертики и предложенные для чтения на блюде под работами, встречаются очень даже интересные. Искренние, как сама художница, которая не хочет подстраиваться и шагать в ногу со всеми, хочет сохранить себя.

Хелена Погреб-Картер (тоже псевдоним) тоже не хочет быть такой, как все. Да, манера у художницы есть, есть чувство стиля, есть претенциозность. Но, мне кажется, нет на картинах души. Она спряталась в картинах за этими сердитыми и напуганными одинаковыми на лицо девушками, похожими на Гоголя, с двумя головами, с тремя головами и тому подобное. Впрочем, Гоголь там тоже, кажется, был… Но… Можно нарисовать хоть сто, хоть двести аккуратных треугольников, только от этого душа зрителя почему-то не поет. Что ж тут поделаешь…

Страшноватая картина Инны Хасилевой, изображающая женщину-паука и ее несчастного любовника, vistavka25весной не пахнет.  И так интересно было увидеть новую картину, написанную Инной в тандеме с Викторией Осы Не (Здесь) в те дни, что проходил фестиваль, она совсем другая, светлая. И вовсе не такая провокативная, как та, про «Ольгу Васильевну, любившую своего мужа до смерти».

Графические опыты Вадима Дручина  останавливают на себе внимание. Они выполнены уверенной рукой, профессионально. Весной та работа, которая похожа на зебру, правда, тоже не пахнет, но смотрится ярко и празднично.

Есть на выставке работы, очень похожие на рабочие этюды или разработку определенного приема в живописи. И там-таки «пахнет весной», в этих незамысловатых картинах. И супрематические опыты Инны Калицкой и Арины Апостоловой будят весенние настроения в душе.

vistavka20И простыни на веревках, заботливо прикрепленные прищепками, как в наших одесских дворах, подтянутые почти к потолку галереи, дают ощущение ветра, тёплого и весеннего (хотя в самом помещении было совсем не жарко!)

Второй вечер у меня не удался. Я не смогла попасть на концерт Maria Group, о чем очень пожалела. Но так уж получилось… По рассказам тех, кто видел этот концерт, Мария, певица из Харькова, пела настолько здорово, что несколько новых поклонников ее творчества уже собираются поехать в Харьков на ее концерт.

Третий вечер был чудесен. Это был вечер с танго. С KvinTango. KvinTango – солисты Одесской филармонии: Заслуженный артист Украины Владимир Мурза (баян), Лауреат международного конкурса Татьяна Кравченко (фортепиано), Лауреат международных конкурсов Сергей Майборода (скрипка), Сергей Репчинский (гитара) и Андрей Селин (контрабас).

Нам играли танго Астора Пьяццолы. Жаль только, что под эту волшебную музыку зрители не танцевали, только слушали и смотрели на танцующую пару из танцевального центра «Тока Танго».

Музыка Пьяццолы согревала нас в этом огромном помещении арт-центра, она будила сокровенные тайны души. Столько энергии было выплеснуто на зрителей с помощью страстных музыкальных откровений! Это была уже не просто весна, это был Буэнос-Айрес с его резкими перепадами света и тени, с опьяняющими запахами тропических весенних цветов, с ангелами под куполами соборов и музыкой, которая физически прикасалась к каждому нерву…

Четвертый вечер был посвящен современной моде. Одесский дизайнер Иван Фотеско представил свою коллекцию взорам одесских модниц. Ну, это если всерьез. А не всерьез: молодой (очень молодой!) модельер показал, что, по его мнению, будет модно в Одессе этой весной. Все будет просто и красиво, очень мягко по цвету, очень трикотажно, натурально и лаконично. Одежда на модельках была достаточно практичной и при этом изящной. И никакие неполадки вроде исчезнувшей электрической фазы не испугают нас. У нас была весна!

Пятый вечер, завершающий, был художественно-музыкальным. Музыканты – студенты консерватории – исполняли свою музыку, художники под нее писали, зрители слушали и смотрели, и даже было тепло… Весна!..

Молодые музыканты были очень серьёзны. Современная музыка – она очень разная. «Две структуры» Марины Бойко, «Маскарад» Анны Стояновой… А как вам название пьесы для барабана «Страсть по священной палочке» (Кристиан Ороско)? Или для скрипки – «Как старое вино…» (Араш Сейфипур)?  Литературная группа «Биография Гертруды Стайн» читала нам свои стихи. Все такие чистые, юные, серьезные…

Художники не теряли времени и старались закончить свои весенние импровизации. Николай Лукин и Олеся Содоль, Арина Апостолова и Инна Калицкая творили прямо на наших глазах. Где бы мы такое еще увидели!

А потом, когда фестиваль «M.art» торжественно закончился, все начали потихоньку расходиться, и в зале остались только участники, организаторы и несколько человек из публики. Они никак не могли привыкнуть к тому, что фестиваль закончился, и не надо будет выкраивать время по вечерам - бежать  в Арт-центр на Пушкинскую. Мы бродили от картины к картине и вдруг поняли, что музыканты позади нас не просто балуются, а превращают инструментальную шалость в джазовую импровизацию. И это был последний подарок от фестиваля «M.art». И Сергей Майборода, и Александр Лотарев (организаторы фестиваля) могут немного передохнуть – до следующего фестиваля.

vistavka12

vistavka22

vistavka21

vistavka18

vistavka17

vistavka15

vistavka14

Текст: Лилия Штекель

Фото: Марианна Подя и

Диана Александрова

Отзывы

Комментариев: 0

  1. Ольга Власова

    Как здорово! Вижу, что месяц март у многих рождает желание открывать фестивали. Хочу в Одессу!

  2. Кирилл

    Не сказал бы что анализ выставки точный и культурно раскрывает эту выставку как явление, однако как простой посетитель хочу заметить, что работы упомянутого автора Владимира Дручина были наиболее интересными, поскольку его техника орегинальна, а если кому-то покажатся что кто-то из графиков пользовался подобными приёмами, то по крайней мере скажу что такая техника которой он пользуется требует особых художественных навыков, именно поэтому назвать его работы “графическими опытами” невозможно. Эта выставка в целом дала мне понять что бездарность на одной стене с таллантом и трудом могут висеть рядом, и это вполне нормально…потому что контраст ещё раз показывает уровень тех кро владеет кистью, а кто “думает” что владеет. Не сказал ещё что понравились многие работы, авторов к сожалению не запомнил так же как и названия, но в целом есть интересные работы.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения