Руслан и Людмила. Супергерои приходят из былин

Для своей первой постановки на большой сцене - в Александринском театре - режиссёр Антон Оконешников взял сказку Пушкина “Руслан и Людмила”. Поэма написана в героическом стиле и отражает патриотические настроения 1812 года. Сегодня в своей постановке режиссёр решил обратиться к основным темам поэмы - любви, милосердия, добра и зла. Всё это обрамлено в современный визуальный ряд.

На сцене построена библиотека, высокие книжные полки. На одной из них висит портрет Александра Сергеевича. Посередине поставлен длинный стол, над которым свисает огромная зелёная лампа. Это читальный зал. История начинается с того, что бабушка читает книгу своей внучке. Книгу из библиотеки выносить нельзя, так как она старинная. Дальше полки приходят в движение, бабушка и внучка попадают в мир книги. Узнаваемый всеми классический вход в сказку. Дальше всё действие будет разворачиваться у них на глазах, бабушка будет читать текст от автора, лишь иногда они будут немного участвовать в действии. Здесь они больше наблюдатели.

Второй приём режиссёра - это показ процесса съёмок, в определённые моменты героев снимают живые камеры на сцене и эти моменты транслируются на экранах над сценой и сбоку от неё. В эту постановку Антон Оконешников перенёс свои эксперименты по работе с хромакеем, который он уже использовал в постановках на Новой сцене Александринского театра. Смотрится эффектно и забавно, единственное, что мешает, так это видимый процесс создания эффекта на сцене, артисты просто лежат на полу, на зелёном фоне посередине сцены. Это выглядит немного странно, сценическое пространство при этом становится пустым и как бы ненужным.

Ход постановки, сценические движения и игра актёров отсылают нас к традициям оперы, единственное - здесь не поют. Декорации масштабные и впечатляющие: огромная колесница в стиле стимпанка, супрематическая говорящая голова, деревянный подвижный конь и даже жёлтый кабриолет. Задник сцены затянут экраном, на котором отображаются фантастические пейзажи, иногда напоминающие кадры из мультфильма “Король Лев”, или же погодные условия фильма “Матрица”. Визуальная составляющая спектакля очень часто обращается к современным образам, от диснеевских мультфильмов и марвеловских комиксов до “Безумного Макса” и гоголевского "Вия". В постановке сложно найти каноническое изображение богатырей и Черномора. Костюмы актёров - интересная находка Елены Жуковой, они очень схематично напоминают русские народные костюмы, пожалуй, это просто намёки на них. Оставлены красный цвет, венки, крой косоворотки, сапоги. Шлемы богатырей представляют нечто среднее между будёновкой и шлемом. Шапка Черномора - фантазийный мотоциклетный шлем. Это всё очень интересно рассматривать и, безусловно, костюмы поддерживают общую эстетику постановки, являются одним из основных её элементов.

Непросто работать актёрам в такой масштабной постановке, где, пожалуй, жест имеет большее значение, чем слово. Играют крупно, громко, есть много комичных сцен. Но за всем этим теряется сам текст Пушкина. Здесь он оставлен без изменений, читается в стихотворной форме. Но, увы, его просто не слышно, порой даже не понять, что говорят, не хватает интонаций. Часто до восприятия долетают только отдельные фразы, чаще героического толка. Все остальное проходит фоном, визуал забивает его полностью. Порой, чтобы понять, что происходит, нужно вспоминать ход событий в произведении. С точки зрения содержания получился комикс про Руслана и Людмилу, где поэтика текста утеряна. Но есть шанс, что именно такая подача привлечёт детскую аудиторию к прочтению поэмы. Так, безусловно, получилось живое и красочное действие.

Актёры создают образы согласно общей задумке, достаточно однозначные. Чётко выделены герои, злодеи, предатели и прекрасные принцессы. Это помогает детской аудитории сориентироваться в мотивах поступков и общих темах произведения.

Руслан (Виктор Шуралев) предстаёт добрым и печальным героем, на мгновение кажется, что он похож на Батюшкова на портрете. Руслан - совсем не идеальный богатырь, с ним случаются и нелепые, смешные случаи, но он отважен и добр, лихо скачет на своём деревянном коне. Виктор Шуралев играет ярко, ему удаются отлично и комедийные моменты, и трогательные. Он приближает былинного героя к более человеческому образу. Людмила (Анна Блинова) предстаёт перед нами хулиганистой девицей, а не томной и печальной, такой образ достаточно близок к иронии, которую вложил в поэму Пушкин. Анна бегает по сцене с подушкой, крутит своими накладными косами и строит печальные рожицы на камеру. Актриса метко пародирует образ заточенной принцессы, но стоит Людмиле найти шапку Черномора, как она начинает проказничать. Она, конечно, любит Руслана, но это не кажется главным в этой истории, в Людмиле иногда проступает феминистка, но всё же лишь отчасти. Её отец - князь Владимир (Сергей Паршин) вызывает наибольшее недоумение. Его вид напоминает канонический образ “царя-дурачка”, получился мягкий и очень сказочный князь, в нём нет силы и ярости. Он безволен и только от печали посылает на поиски Людмилы богатырей, и как водится, обещает её руку победителю. А ведь ему предстоит испытать нашествие печенегов.

Сцена битвы вызывает много вопросов, в ней участвуют дружинники-старички, бабули-библиотекарши, богатыри и варварского вида печенеги. Всё это транслируется как захватываемые камерой части лиц, тел, съёмка имитирует реальную документальную, камера дрожит и вздрагивает, изображая нахождение в гуще событий. Фоном звучит текст Пушкина, фразы, по смыслу и описанию жуткие и пугающие, тут не обретают этого звучания. Гремят удары и сцена окрашена в красный цвет, но это больше создаёт мультяшный эффект, чем нагоняет жуть. Главный злодей Черномор (Николай Белин) весь в синем, с длинной ниточной бородой, похожей на корабельный канат. Он ей ловко орудует, пытаясь обвить Руслана. Замыслы у злодея грандиозные, однако образ его всё же комичный. В конце и вовсе мы видим, что он облачён в красные трусы с ромашками. Куда более пугающим выглядит старец Финн (Иван Трус), который как шаман что-то нашёптывает и перебирает верёвочные письмена. При этом он раскрывается как чуткий и ранимый человек, рассказывая о своей любви к Наине. Рогдай (Сергей Мардарь) выведен яростным, диким, жестоким. Он похож на воинов из "Безумного Макса", орудует большой палицей и представляет только грубую силу и злобу, создаёт очень впечатляющее зрелище. Голова (Дмитрий Белов) - в этом спектакле не холм, а человек, который прячется наверху огромного лица, сошедшего с картин супрематистов. Дмитрий Белов вкладывает много человеческого в образ Головы, вызывая у зрителей сочувствие к своему герою. Он кажется страшным только на первый взгляд. Печальна и очень трогательна сцена смерти Головы.

Спектакль заканчивается свадьбой главных героев, все плачут. Растроганный князь обнимает новобрачных и они скачут в закат на своём деревянном коне.

В итоге мы видим осовремененное понятие о русскости, наложенное на канонический текст Пушкина. Спектакль получается зрелищным, смешным, трогательным и нестрашным. Добро побеждает зло, насмехается над ним. Динамично сменяющие друг друга сцены и плоскости развития сюжета не дадут заскучать детям и взрослым. Но опираться на спектакль как на анализ произведения или исследование глубоких смыслов не стоит. Он лишь мотивирует прочитать поэму Пушкина и выглядит больше комиксом по произведению, чем полноценной инсценировкой.

Текст: Наталья Яковлева
Фото Александринского театра 

Отзывы

Комментариев: 2

  1. Людмила

    Театр Райкина тоже не бог весть что,средненько

  2. Оксана

    Вот честно, бОльшей **** я не видела в своей жизни на театральной сцене, хотя посещаю театры часто последнее время !!! Постановка , актёры , игра настолько бездарны и неинтересны, что просто страшно за будущее детей и внуков! Отсидели с мужем второй акт чисто из уважения к своим 600 руб. за билет! Хотелось посетить один из главных театров СПб!) Такое разочарование! Театр Райкина forever для меня !!!

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения