You are here
Home > Анонс > Квадрат гуманизма и альтруизма

Квадрат гуманизма и альтруизма

6 сентября в кинотеатре «Англетер» состоялся предпремьерный показ фильма «Квадрат». Ироничная драма о сути искусства, доверии и гуманизме получила главный приз Каннского кинофестиваля — Золотую пальмовую ветвь, а также премию «Вулкан» и премию международного сообщества любителей кино.

Создатель фильма – шведский режиссер Рубен Эстлунд известен по картинам «Игра», «Происшествие в банке», «Форс-мажор» и другим. К съемкам этого кинофильма режиссер пришел очень интересным путем через серию около-художественных психологических экспериментов. Ставший основной темой фильма квадрат был на самом деле начерчен в центре города Вернаму на площади. Людям было предложено сделать выбор: «Я доверяю людям» и «Я не доверяю людям». И наконец, организаторы предлагали оставить свой телефон и бумажник на полу, в специально очерченном месте.

На реальных событиях основан также один из ключевых эпизодов фильма о краже телефона. Злополучный телефон, а также бумажник и запонки дедушки становятся отправной точкой трансформации главного героя фильма – куратора музея Кристиана. Образ интеллектуала с завышенным самомнением воплотил в жизнь датский актер Клас Банг. Кристиан организует инсталляцию «Квадрат», с помощью которой надеется привлечь внимание к необходимости взаимопомощи и важности доверия. Только его попытка помочь незнакомой девушке и чрезмерное доверие окружающим приводят к тому, что он остается без телефона и ценных вещей.

Основной движущей силой сюжета становится поиск справедливости. Жизнерадостные инструментальные мелодии с солирующей скрипкой меняются на ритмичный мотив группы “Justice”, что переводится как «Справедливость», когда Кристиан едет требовать возвращения украденного. Даже на бумажном пакете из магазина красуется надпись “Just” (справедливый).

В поисках справедливости Кристиан не просто теряет доверие к миру, но и случайно наносит вред невинным людям, а также упускает из внимания рекламную кампанию выставки, которая оказывается настолько аморальной, что вызывает волну возмущения в обществе.

Все создатели кино знают, что нанесение вреда ребенку в фильме чревато низкими кассовыми сборами. Другое дело, что создатели фестивальных фильмов не столько надеются заработать, сколько хотят эпатажа. Той же цели пытались добиться и взявшиеся рекламировать выставку пиарщики. Их скандальный ролик оказался настолько вызывающим, что за пару часов набрал огромное количество просмотров на Ютьюбе.

Все разговоры о гуманизме и терпимости теряют смысл, когда у людей просыпается животный инстинкт. Не просто так публичные казни привлекали толпы зрителей. И в 21 веке насилие, и агрессия все также выбиваются наружу при первой потере самоконтроля.

От просмотров к делу. «Квадрат» — сатира над современным обществом. Художника обидеть может каждый. И, несмотря на то, что перформанс уже много лет принимает самые неожиданные формы (вспомнить, хотя бы гуманистические эксперименты Йоко Оно и Марины Абрамович, необычные музыкальные произведения швейцарского композитора Кристиана Марклея, произведения искусства из мусора авангардиста Курта Швиттерса, видеоарт Нам Джун Пайка и наиболее близкие по духу к фильму представления американского концептуалиста Кристофера Бурдена, который проводил более двадцати дней без движения и еды или предлагал в себя стрелять) чрезмерно увлекшемуся русскому художнику не поздоровится.

Показная терпимость к людям с синдромом Туретта или нищим в этом фильме противопоставлена отсутствию реальных поступков, которые могли бы по-настоящему помочь людям. На стене выставочного зала надпись: «Вам ничего не принадлежит» наводит на размышления о тщетности накоплений и коллекционирования, когда рядом люди просят милостыню.

Тем не менее, фильм не дает готовых ответов. Также как «Черный квадрат» Каземира Малевича или цветные квадраты Марка Ротко он провоцирует и заставляет сомневаться. Так ли бедны нищие, если они не готовы работать или есть бутерброд с луком? Будет ли считаться искусством обычная сумка, если ее поставить на пол в выставочном зале музея? Есть ли предел у искусства, и стоит ли его жестко подвергать цензуре? И наконец, самый главный вопрос задается много раз самым обычным людям на улице города: «Вы готовы помочь человеку?» Кто-то отвечает: «Не сейчас». Кто-то просто проходит мимо.

Не просто так рядом с журналисткой шимпанзе, а художник изображает человека из каменного века. Вопрос о том, насколько мы на самом деле эволюционировали и научились управлять инстинктами, остается открытым. Также не закрыт и вопрос о том, чем должна современная картина отличаться от рисунка на стене в пещере.

В 2014 г. русская режиссер Анна Меликян сняла фильм «Звезда», иронично высмеивающий современное искусство и понимание красоты. У итальянского мастера кинематографа Микеланджело Антониони напротив есть замечательная короткометражная работа «Взгляд Микеланджело», в которой он зачарованно любуется красотой скульптуры своего легендарного тезки. Что на самом деле прекрасно? Еще в начале фильма статуя всадника теряет голову во время демонтажа. А ближе к кульминации посетителям музея предлагают скрипящую инсталляцию из стульев или небольшие мало – отличимые от мусора горки «пепла», символизирующие скоротечность жизни.

В Древнем Риме полководцам напоминали: Respice post te! Hominem te memento!» («Обернись! Помни, что ты — человек!»). Позднее в Нидерландах «суета сует» легла в основу жанра живописи Vanitas, согласно которому мораль общества символически отображалась в натюрмортах. В «Квадрате» есть и аллегория к философии римлян, и осознание суетности, и сомнение в том, насколько все это на самом деле имеет смысл. Квадрат и сам по себе символичен. Это знак совершенного единства, порядка и справедливости. Квадрат также означает забвение божественного начала и обращение к материализму.

После просмотра зрители аплодировали, но выходили озадаченные. В этот раз фильм оказался не столько эстетическим удовольствием, сколько пищей для ума. И это не единственное угощение, которое ждало посетителей премьеры фильма в кинотеатре «Англетер», так как гости получили письмо в стилистике фильма с приглашением на Afterparty.

Критики называют «Квадрат» нахальным, парадоксальным и провокативным «„Тони Эрдманном“ 2017-го». Швеция планирует послать фильм на Оскар, и он будет претендовать на попадание в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке».

Основоположник концептуализма Джозеф Кошут писал: «После Дюшана «ценность» каждого художника можно измерить, поставив вопрос, как далеко он зашел в своем исследовании самой природы того, что такое искусство, иначе говоря, «что он добавил к концепции искусства», или же «чего не было до него?» В этом смысле «Квадрат» также становится уже не просто фильмом, а исследованием, глубину которого предстоит оценить всем, кто его посмотрит самостоятельно.

Текст: Инна Зайцева

Фотографии из открытого доступа

 

comments powered by HyperComments