You are here
Home > Кино > Валериан и город тысячи планет: месть перлов!

Валериан и город тысячи планет: месть перлов!

В отечественный прокат 10 августа выходит новый фильм Люка Бессона «Валериан и город тысячи планет» — экранизация популярного во Франции комикса «Valérian et Laureline» («Валериан и Лорелин») Пьера Кристин и Жан-Клода Мезьера. Известный французский кинорежиссёр, сценарист и продюсер Бессон сам вырос на этом комиксе и признается, что мечтал создать этот фильм более двадцати лет. Бюджет проекта составил почти 200 миллионов долларов: «Валериан» стал самым дорогим европейский кинофильмом за всю историю! К сожалению, он не оправдал ожидания инвесторов, провалился в прокате и вызвал неоднозначную реакцию зрителей и критиков. В чем причина? Попробуем разобраться вместе!

«Пятый элемент», «Ангел-А», «Леон Киллер»/«Профессионал», «Подземка» — на протяжении почти сорока лет Бессону удавалось создавать фильмы, любимые по всему Земному шару, как самым широким кругом зрителей, так и поклонниками авторского кино, благодаря ярким и оригинальным историям и их неизменно стильным и выразительным визуальным воплощениям. На данный момент в копилке режиссера 23 кинокартины, также Бессон выступил в роли сценариста более 50 кинопроектов и спродюсировал 89 фильмов. Что и говорить, богатый опыт! Тем печальнее видеть очевидные недоработки в столь масштабной и важной для режиссера эпичной космической опере.

Как ни парадоксально, мне кажется, одной из причин кассового провала картины стало слишком глубокое погружение автора в материал. Когда долгое время занимаешься каким-то проектом, нередко очевидным начинает казаться то, что для любого случайного человека – тайна тайн. Да, безусловно, «Валериан и Лорелин» — комикс мирового масштаба, который издавался с 1967 по 2010 год, имел большой успех и был переведен на десятки языков. Однако, выйдя на улицу, вы вероятней увидите человека в футболке с изображением Бэтмена, Капитана Америки или Чебурашки, а не уроженца Галаксити майора Валериана из XXVIII века. Для тех, кто, как и мы, не был знаком с оригинальной вселенной «Valérian et Laureline», расскажем немного о самом фильме, о том, что осталось за кадром, и постараемся обойтись без спойлеров.

Итак, как вы уже поняли, действие происходит в XXVIII веке. К этому времени на орбите Земли была создана космическая станция  «Альфа», тот самый «Город тысячи планет», куда для сотрудничества и обмена накопленными знаниями со всех концов галактики прибыли представители всевозможных инопланетных цивилизаций. Какие-то расы более предрасположены к сложным вычислениям, какие-то к работам, требующим ювелирной точности, какие-то к биологическим исследованиям. Вся станция состоит из бесчисленных отсеков, в которых для представителей каждой цивилизации созданы необходимые им для комфортного существования условия. Со временем станция разрослась до такой степени, что ее размеры начали представлять угрозу для нашей родной планеты, и она была направлена в открытый космос.

Не вполне понятно, куда именно отправлена станция «Альфа». В фильме упоминается «Магелланов путь»: не ясно, имеются ли в виду «Магеллановы Облака», известные в XV веке как «Капские» и переименованные в честь Фернана Магеллана, который использовал их для навигации, как альтернативу Полярной звезде, во время своего кругосветного путешествия в 1519—1521 годах, или же это некая фантастическая альтернатива «Млечному пути».

Майор Валериан и сержант Лорелин офицеры некой космической полиции, которые отправляются на таинственный межпланетный базар, чтобы доставить на «Альфу» последнего представителя некоего инопланетного вида. Этот базар сам по себе чудесное место! Чтобы попасть на его территорию или хотя бы увидеть его, необходимо специальное оборудование, ведь он находится, вам это понравится, в… Впрочем, не будем портить вам удовольствие от просмотра.

Тем временем на станции «Альфа» появляется загадочный противник, который оккупирует ее центральные отсеки. Даже космический спецназ не может туда пробиться, чтобы выяснить, что же происходит! Командование в замешательстве. Безопасность всех обитателей «Альфы» под угрозой, ведь по станции начинает расползаться радиационное заражение! По силам ли будет решить эту задачу Валериану и Лорелин?

Знакомству с героями отводится куда меньше времени, чем описанию станции «Альфа», ее истории и демонстрации инопланетных существ, населяющих ее. Мы узнаем, что наши герои давно работают в команде. Валериан влюблен в Лорелин, но она не хочет быть с ним, поскольку считает его безответственным бабником и не верит, что добившись ее, он захочет строить серьезные отношения. Это ведь именно то, что вы ожидаете увидеть в фантастическом фильме, правда?

Двигаясь по сюжету, мы все чаще задаемся вопросом, как вышло, что типичный оперативник Валериан, следующий принципу «сначала стреляй, а там разберемся», оказался выше по званию рассудительной и ответственной Лорелин. Бессон нам этого не объясняет, о предыстории персонажей мы не узнаем в фильме ничего. Однако, заглянув в англоязычную статью в википедии, мы увидим, что Лорелин и Валериан служат не просто в космической полиции, а во Временной полиции! Валериан – путешественник во времени из XXVIII века,  а Лорелин – крестьянка из Франции XI века, которая спасает его из зачарованного Леса Арелаун. Вот это поворот! Оказывается, в этой вселенной есть магия и путешествия во времени, которых нет в фильме. Немного разочаровывает, но зато становится понятно, почему Лорелин сложнее продвинуться по служебной лестнице. Видимо, чтобы узнать, как столь юные оперативники смогли добиться своих офицерских чинов и расположения высшего командного состава, придется почитать комиксы.

Нельзя сказать, что отсутствие этих деталей портит историю, но то, что мы не знаем предысторию ключевых персонажей не позволяет в них поверить, и это одна из самых явных проблем фильма, которую мог проглядеть знакомый с Валерианом и Лорелин с детства Бессон. Мы видим двух приятных и обаятельных молодых людей, которые дурачатся и флиртуют, между делом выбираясь из многочисленных передряг, но мы не можем увидеть в них офицеров, от действий которых зависит судьба сотен живых существ. Все неплохо, когда они переживают очередное приключение, но едва доходит до разговора о любви или возникает драматичная ситуация – все рушится.

Роль Валериана исполнил Дэйн ДеХан – американский актер, который, вероятно, запомнился отечественному зрителю ролью Гарри Озборна в фильме «Новый Человек-паук. Высокое напряжение», вышедшем в 2014 году. Роль Лорелин досталась британской топ-модели Каре Делевинь, которая стремится покинуть модельный бизнес и построить карьеру в кино и шоубизнесе. В фильмографии Кары уже 14 кинокартин. В печально известном «Отряде самоубийц» Делевинь исполнила роль главной антагонистки – Чародейки. В интервью молодые актеры не скрывали восторга от возможности поработать с Бессоном и признавались, что кастинг занял буквально несколько секунд. Режиссер сразу понял, что оба актера идеально подходят для своих ролей.

Многие критики выразили сомнения относительно этого выбора режиссера, многие упрекали актеров в неубедительной игре, отсутствии химии между ними. Особенно досталось менее опытной Каре. Но мне кажется, что проблема не столько в актерах, сколько в самом фильме. Разумеется, если бы Бессон привлек более опытных и известных артистов, сборы ленты были бы более успешными, но… Черт, да Каре достаточно улыбнуться, чтобы украсть все ваше внимание! А ее наряды! И Валериан ДеХана, в общем, довольно обаятелен. Кроме того, оба актера прошли серьезную физическую подготовку, чтобы соответствовать своим ролям офицеров полиции.

Что же пошло не так? Фильм Бессона слишком легкий и наивный для драмы. Когда наступает Развязка и главный герой оказывается перед Выбором: поступать по Правилам или послушать свое сердце и поступить по Совести, само наличие такой проблемы становится для зрителя большой неожиданностью, ведь за время фильма герой ни разу не проявил себя как ревностный сторонник каких-то правил и устава. Все обаяние персонажа, весь его характер построен на залихватской удали и пренебрежении приказами руководства. В итоге, несмотря на то, что актеры старательно отыгрывают ситуацию, там, где должен был наступить катарсис – эмоциональная пустота.

В фильме много действительно смешных моментов, но их слишком мало для двухчасовой истории, а переходы между комедией и трагедией столь стремительны и неловки, что мы просто не успеваем переключиться. «Валериан и город тысячи планет» подобен той самой станции «Альфа»: множество отсеков, в каждом из которых обитают удивительные создания, но если исключить из фильма часть сцен, никто не заметит особых изменений. К тому же, кажется, что у создателей фильма не было четкой целевой аудитории: его зрелищность и атмосфера рассчитана скорее на молодежь, но ее вряд ли заинтересуют любовные переживания Лорелин, а лучшие шутки и пасхалки адресованы поклонникам «Пятого элемента».

Пожалуй, самая лучшая часть фильма – это сюжетная линия перлов, обитателей фантастически красивой планеты Mui. Едва появившись в кадре, перлы заставляют поверить в свою реалистичность, влюбляют в себя зрителей, а в их волшебный мир хочется немедленно эмигрировать. Это тот редкий случай, когда нам не просто бегло показывают каких-то там пришельцев, а дают прочувствовать и понять устройство их мира. То, на что Кэмерону в «Аватаре» потребовалось два с половиной часа, Бессон проделывает минут за пятнадцать.

Нельзя не упомянуть и певицу Рианну в роли гламопода Баббл: её феерия перевоплощений, пластика и очарование запомнится вам надолго, хотя ей досталось не так много экранного времени. Еще один запоминающийся образ — очаровательное в своей несносности трио Доган Даггис, приторговывающее знаниями и секретами.

«Валериан и город тысячи планет» в первую очередь фильм невероятно красивый, его непременно стоит посмотреть в 3D. Над графикой трудились лучшие мировые студии, в фильме показано более ста видов пришельцев, десятки художников со всего мира трудились над созданием этих образов, концепты персонажей и объектов насчитывают около 6000 рисунков. Однако, покидая кинозал, мы находились в легком недоумении. Хорошо, вы сделали красочный фильм, наводнили его удивительными персонажами… Но ради чего? Какую идею хотели донести создатели до зрителей? Комикс, вдохновивший режиссера, возник в конце 70-ых и развивал идеи феминизма и мирного сосуществования представителей разных народов в едином обществе. Однако, эта идея, заключенная в концепции самой станции «Альфа», на протяжении двух часов находится на периферии зрительского внимания. Да и главные герои ничуть ей не обеспокоены, легко расстреливая всех противников, отрубая конечности и продырявливая черепа, обильно фонтанирующие зеленой кровью. Впрочем, если вы хотите отвлечься от суеты трудовых будней и насладиться яркими образами фантастических миров – этот фильм для вас.

Текст: Александр Шек

 

comments powered by HyperComments