You are here
Home > Кино > Я и Камински на крыше

Я и Камински на крыше

25 июля начался цикл показов современного немецкого кино на крыше MOD Roof. Ставший уже традиционным проект организован Roof cinema и Гете-институтом в Санкт-Петербурге. Все фильмы демонстрируются на языке оригинала с субтитрами. Перед показом о кино рассказывает кинокритик Ксения Реутова.

Первым фильмом в этом году стала картина «Я и Камински», снятая в 2015 г. режиссером Вольфгангом Беккером. Великий мастер немецкого кинематографа известен всем киноманам, как автор культового фильма «Гудбай, Ленин!». История о сыне, который лишь бы не тревожить маму-коммунистку, только что вышедшую из комы и ничего не знающую о том, что ГДР прекратила свое существование, создает настоящую иллюзию советского прошлого. В 2003 г. Вольфганг Беккер интуитивно смог по-настоящему поймать дух времени и не только снял душевный фильм, но и сделал это в тот момент, когда в Германии у многих началась ностальгия по советскому прошлому.

Сотрудничество с Даниэлем Брюлем – актером, исполнившим в этом фильме главную роль, оказалось настолько плодотворным, что Вольфганг Беккер пригласил его и в свой новый фильм. Только здесь Даниэль из доброго любящего маму сына перевоплотился в циничного манипулятора, готового ради удовлетворения тщеславия и достижения собственных целей на довольно нелицеприятные поступки. Новое амплуа актера – журналист, который отправляется к пожилому художнику, которому Пикассо был другом, а Бретон – наставником, чтобы написать его биографию. Идеальным исходом хитрого плана ему видится кончина великого живописца, после которой не только его картины взлетят в цене, но и биография будет распродана большим тиражом.

Но все оборачивается совсем по-другому. В духе еще одного культового шедевра немецкого кинематографа «Достучаться до небес» Томас Яна герои отправляются в путешествие. Их цель увидеть давнюю возлюбленную художника. При этом, и без морских пейзажей не обошлось. Также не обошлось и без буддистской притчи, исходя из которой даже тогда, когда у тебя совсем ничего нет, тебе есть от чего избавиться.

Пока героев избавляли от лишнего бродяга – философ, играющий на скрипке, и различные обстоятельства, зрители могли в полной мере насладиться не только перипетиями сюжета, юмором диалогов и актерской игрой, но и анимационными вставками. На их создание ушло 2- 3 года. И что интересно, для фильма один немецкий художник нарисовал больше ста картин – копий шедевров мирового искусства. Сорок из них показали публике. Отзывы были восторженными. Но, восхваляя молодое дарование, никто так и не догадался, что его картины – всего лишь подделки картин Модильяни, Мунка и других.

Подобная мистификация наводит на размышления. Также как и сам фильм, в котором подняты такие темы, как подлинность искусства, абсурдность старости и скоропостижность течения времени, иллюзорность субъективного восприятия реальности и самообман.

Создатель фильма — Вольфганг Беккер не нуждается в деньгах. Вместе с Дани Леви, Томом Тиквером и продюсером Стефаном Арндтом Беккер руководил берлинской кинокомпанией «X Filme», в послужной список которой вошли ленты «Гуд бай, Ленин!», «Беги, Лола, беги» и «Белая лента». В активе Вольфганга Беккера и его друга Дани Леви были высшие кинопремии Германии «Лола», полученные ими за постановку картин «Гуд бай, Ленин!» и «Знакомьтесь с Цукерами!». Так что сейчас Беккер снимает кино ради удовольствия. Кроме того, он известен своим перфекционизмом. Когда-то Беккер и сам хотел быть художником, а потом был кинооператором.

Но несмотря на все это, фильм не взывал у зрителей ажиотажа. Возможно, в этот раз режиссеру не удалось поймать дух времени, а возможно, требуется время, чтобы зрители смогли оценить это кино по достоинству.

Как бы ни было на фестивалях, на которых кино все же было номинировано на различные премии, а на крыше в Петербурге свободных мест не было. И после завершения показа зрители аплодировали.

Подобных фильмов было снято немало. Например, «Простая история» Дэвида Линча, «Путешествие к началу мира» Мануэла ди Оливейра или более известный американский фильм «Пока не сыграл в ящик» Роба Райнера. Вспоминается триллер о биографе – «Призрак» Романа Полански. Также немало было и фильмов о художниках. Но здесь получилась интересная комбинация из роуд-муви, биографии, где биограф и художник становятся друзьями, притчи, где они уже превращаются в учителя и ученика, и, наконец, комедии положений.

Цитируемый в фильме Бодхидхарма провел девять лет, медитируя около стены в пещере, чтобы познать просветление. Журналисту понадобилось гораздо меньше. В одном из ключевых моментов фильма он все просыпается и просыпается, но только для того, чтобы понять, что продолжает спать. И пробуждение, а впрочем, и просветление, так и остается бесконечно ускользающей от него иллюзией.

И уже совершенно не иллюзорно, а истинно то, что достигать освобождения от мирских привязанностей и созерцать кино на крыше в Петербурге самое настоящее удовольствие, которое предстоит познать всем желающим, так как показы современного немецкого кино продолжаются.

Текст: Инна Зайцева

Фотографии из открытого доступа

comments powered by HyperComments