Вы здесь
Главная > Музыка > XХIV джазовый фестиваль «Свинг белой ночи»

XХIV джазовый фестиваль «Свинг белой ночи»

В 1932 году Дюк Эллингтон сыграл композицию «It Don’t Mean A Thing, If It Ain’t Got That Swing», название которой по-русски означает — «Все, что не имеет свинга — не имеет смысла»). Свинг имеет много значений. Это и темп, и танец, и синоним слова «джаз». Эпохой свинга называют временной отрезок с 1936 по 1946 годы, когда всюду появлялись большие оркестры, а музыкантам приходилось оттачивать технику и знания гармонии. Именно так они научились создавать общее для музыкантов и слушателей психофизическое состояние особого ощущения музыкального времени, которое получило название «джазовый свинг». Самое подходящее время для такого единства – романтичный период белых ночей.

С 29 июня по 2 июля в Санкт-Петербурге проходил XХIV петербургский фестиваль джаза «СВИНГ БЕЛОЙ НОЧИ — 2017».

Ежегодный международный фестиваль проводится Государственной Филармонией джазовой музыки совместно с Комитетом по культуре Правительства Санкт-Петербурга с 1994 г.

В этом году на открытии фестиваля 29 июня выступил его организатор и директор – Давид Голощекин – основатель единственной в мире Филармонии джазовой музыки, Народный артист России, мультиинструменталист, великолепный импровизатор и талантливый композитор. Совместно с удивительно красивыми и элегантными представительницами ансамбля «Струны Санкт-Петербурга», а также пианистом Николаем Сизовым, маэстро представил несколько своих сочинений.

Перед началом первого концерта фестиваля ведущий – Владимир Фейертаг – музыкант и музыковед, автор нескольких книг и энциклопедий о джазе, включая «Джаз от Ленинграда до Петербурга» и «Джаз. XX век» рассказал о том, что симфонический джаз – жив, и скрипки в этом жанре музыки востребованы не меньше, чем тромбоны. Современный Голландский Метрополитэн бэнд насчитывает 70 человек. «Струны Санкт-Петербурга» — не столь многочисленный оркестр. Но с задачей своей справляется замечательно. Джаз, объединенный с классической музыкой, создает сентиментальное настроение.

Музыканты исполнили сочинения Давида Голощекина: «Сиреневый час», «Полночь в Летнем саду», «Вальс принцессы на горошине», «Взгляд Пантеры», а также «На солнечной стороне Невского». Последняя композиция была написана в 1971 г. Ее название вызвало недопонимание в Худсовете Москвы. Весеннюю, радостную и романтичную мелодию чуть не запретили из-за подозрения в том, что если есть солнечная сторона, то может быть и «теневая». К счастью у мелодии нашелся защитник, который решил, что имеется в виду та сторона Невского проспекта, которая была наиболее опасна при артобстреле во время Блокады. И, несмотря на то, что на самом деле солнце освещает противоположную сторону – ту, где Пассаж, этот поиск двойных смыслов спас музыку от запрета цензуры.

В те годы отношение к джазу было негативным. Когда Давид Голощекин записывал свои пластинки, на них никогда не писали слово «джаз». Но поклонники творчества маэстро всегда безошибочно догадывались по его имени, какую именно музыку им предстоит услышать.

В сочинениях Давида Голощекина чувствуется любовь к Петербургу. Музыкант сыграл на скрипке, флюгельгорне и вибрафоне, чем вызвал шквал аплодисментов, настолько восторженных, что не всегда удавалось доиграть мелодию до конца. И несмотря на то, что джазменам дарить цветы не принято, зрители цветы дарили, и Давиду Голощекину, и выступавшим вместе с ним вокалисткам Эльвире Трафовой и Юлии Касьян.

Лауреат международных конкурсов и премии Президента Юлия Касьян исполнила композицию авторства Давида Голощекина «Я помню Сару». Это сочинение посвящено легендарной, и как ее называют – «божественной» американской джазовой певице Саре Вон. Следующей композицией была «Место для влюбленных», которую Элла Фицджеральд пела в культовом одноименном фильме замечательного итальянского режиссера Витторио де Сика.

Вслед за Юлией Касьян выступала зажигательная и артистичная Элла Трафова. Заслуженная артистка России и «первая леди» в отечественном джазе спела «Летний сад» на стихи Анны Ахматовой и музыку Давида Голощекина. И пусть бытует мнение, что джаз по-русски не звучит, здесь все звучало отлично. Первое отделение завершилось энергичным и динамичным исполнением классической джазовой композиции «Sweet Georgia Brown».

 

Второе отделение концерта было полностью посвящено цыганскому джазу. Перед выступлением музыкантов Генеральный консул США Томас Лири рассказал о цыганском джазе и выразил уверенность в том, что связи между людьми гораздо важнее политики.

Gypsy jazz, Jazz Manouche, Gypsy Swing, Цыганский джаз — направление в «гитарном» джазе, основанное единственным европейцем, мастерство которого признавали американские джазмены — Джанго Рейнхардтом. Игравший в 1930-х годах на гитаре всего лишь тремя пальцами французский цыган Джанго Рейнхардт настолько удивлял всех слушателей своим невероятным мастерством исполнительства, что основал целый жанр музыки.

Солирующим инструментом стиля джаз-мануш является, как правило, акустическая гитара. Исполнение ведущей гитарной партии отличается быстротой и особыми подходами к импровизации.

На фестивале в Санкт-Петербурге с цыганским джазом публику знакомил аргентинец Гонзало Бергара и его акустический квартет из США. Композитор и лидер группы, гитарист Гонзало Бергара – виртуозный музыкант. Уже первый его диск «Portena Soledad» критики назвали шедевром. «Бергара превращает музыку в совершенную скульптуру” — писала о музыканте пресса. В журнале Vintage Guitar увидели в их сочинениях «Новый вид цыганского джаза…», а La Magazine назвал музыкантов «Лучшей джазовой группой Лос-Анджелеса». В музыке квартета Гонзало Бергара слышится влияние «Великого Джанго», традиционного джаза и мелодий его родного города Буэнос-Айреса.

Гонзало Бергара играет на соло-гитаре. С ним выступают Макс О’Рурк (ритм гитара), Пол Видерка (контрабас) и Дейзи Кастро (скрипка). Обычно в коллективах, исполняющих музыку этого стиля, отсутствуют ударные инструменты. Перкуссия реализована особой техникой игры на аккомпанирующей гитаре или гитарах. Музыканты исполнили Swing guitars, Insulto, Nuages, Febrero, Diciembre, Simplicated, Como una flor, а также сочинение, посвященное маме Гонзало Бергара – Elena’s bossa.

На вопрос о том, что он больше всего ценит в музыке, Бергара как-то ответил: «Ритм, звук, воображение, страсть, вдохновение и чувствительность». Все это есть в его музыке.

Финал концерта – открытия фестиваля получился по-настоящему феерическим. Зрители долго аплодировали, фотографировались с музыкантами и совсем не хотели расходиться. И хоть Гонзало Бергара повторял, что это большая честь для него играть для петербуржцев и он безмерно благодарен за теплый прием, на самом деле именно слушатели джазовой филармонии были особенно признательны музыкантам за тот подарок, который они сделали своей зажигательной, мастерски исполненной, пробирающей до мурашек музыкой.

Второй концерт фестиваля состоял из трех отделений. В первом отделении выступали московские музыканты «Четверо» вместе с Давидом Голощекиным. У маэстро есть «свои» музыканты и в Москве, и в Самаре. Раньше, чтоб сэкономить и не возить весь ансамбль, приглашали Давида Голощекина солировать, а аккомпанировали ему местные джазмены. Так появилось много ансамблей Давида Голощекина.

Название «Четверо» не случайно. С ним связана забавная история. Один из лучших альт-саксофонистов мира Пол Дезмонд писал книгу с шуточным названием «Сколько вас в квартете?» Заглавием этой книги должна была стать фраза, которую ему чаще всего приходилось слышать от официантов, работников гостиниц и грузчиков.

В состав коллектива входят известнейшие российские джазовые музыканты: мультиинструменталист Давид Голощекин, барабанщик Виктор Епанешников, известный как русский Art Blakey и Elvin Jones в одном лице, пианист Алексей Подымкин и контрабасист Сергей Васильев.

По системе Станиславского, то есть после сольных партий, один за другим музыканты вышли на сцену и исполнили композицию, ставшую их визитной карточкой –«Let’s fall in love», «Колыбельную листьев», а также песню Билли Холидей.

Второе отделение концерта началось с выступления классического ритм-трио, состоящего из рояля, контрабаса и ударных под названием «Джаз классик трио». Это один из немногих примеров не только в Петербурге, но и во всей России, воссоздания аутентичного звучания американской джазовой классики эпохи свинга и бибопа.

Музыканты «Джаз Классик Трио»: Андрей Зимовец (рояль), Николай Затолочный (контрабас) и Егор Крюковских (ударные) выступили вместе с американской джазовой певицей, проживающей сейчас в Нидерландах — Марджори Барнс. Знаменитая актриса и джазовая исполнительница родилась и выросла в Нью-Йорке, блистала на Бродвее в мюзиклах «Hair» и «Dreamdirls», а в середине 70-х была ведущей вокалисткой в знаменитой соул-группе «The Fifth Dimention», но по-настоящему прославилась в Европе.

В 1978 году Марджори получила предложение о сотрудничестве с компанией The West End Production, которая находилась в Лондоне. Сначала Англия, затем Париж, Вена и, наконец, перебравшись в Нидерланды, певица вышла замуж и родила двоих сыновей. Выступала в Королевском Альберт-Холле в Лондоне и работала с такими артистами, как Фрэнк Синатра и Лина Хорн.

Марджори Барнс призналась, что последний раз была в России 32 года назад. Она поделилась своими впечатлениями, сказав, что «С тех пор изменилось многое – название, политический строй, но одно осталось неизменным – это добрые, щедрые и душевные люди».

Марджори Барнс исполнила колыбельную, «Street of dreams», «Easy living», хит американского композитора Ирвинга Берлина «Cheek to cheek», «So many stars», «He is my kind», песню из мюзикла – «Jim» и известную композицию Эллы Фицджеральд «It’s all right with me».

Марджори Барнс посвятила одну из песен влюбленной паре, сидевшей недалеко от сцены, которые по такому случаю даже вышли на танцпол. Танцевать или хотя бы щелкать пальцами в такт музыке певица предлагала и всем собравшимся, потому что тем и отличается джаз от классики, что можно позволить себе немного расслабиться.

Но расслабляться пришлось недолго. В третьем отделении талантливый, и харизматичный американский виолончелист и композитор российского происхождения Ян Максин исполнил музыку собственного сочинения и сыграл вместе с Давидом Голощекиным и его ансамблем.

Ян Максин получил международное признание за свой собственный уникальный инновационный стиль игры на виолончели. Музыкант дает более двухсот сольных выступлений ежегодно в Северной и Южной Америке, Европе и Азии. Он выступал во многих престижных концертных залах мира и на фестивалях.

Свое выступление на фестивале «Свинг белой ночи» Ян Максин начал с инструментальной музыки собственного сочинения — «Искушение жар-птицы». В композиции преобладают славянские и балканские фольклорные мотивы. Следующее сочинение «Думаю о тебе», посвященное великому Астору Пьяццолле, написано в стиле «Танго нуэво». Ян Максин исполнил его с гитаристом Гасаном Багировым. Музыканты в дуэте сыграли известную песню «Spain» композитора Chic Corea. И уже вместе с Николаем Сизовым за роялем, а также в сопровождении Вадима Михайлова на контрабасе и Виктора Щербина на ударных Ян Максин и Гасан Багиров исполнили хит «These foolish things». Наконец, в финале второго концерта фестиваля вышел Давид Голощекин. После шлягера, написанного Бартом Ховардом в 1954 году «Fly me to the moon», его скрипка, казалось, вступила в настоящий диалог с виолончелью Яна Максина, что вызвало настоящий восторг у публики.

Третий день фестиваля начался с выступления Давида Голощекина, его ансамбля и обворожительной Юлии Касьян. Музыканты исполнили «Взгляд Пантеры», «Подпрыгивающий смычок», «С понедельника до пятницы», «I can’t give you anything but love», «The nearness of you», «Just to say goodbye» и «Caravan».

Давид Голощекин рассказал о том, как однажды спросил гениального виртуоза, трубача Диззи Гиллеспи: «Почему одни любят джаз, а другие нет?» Музыкант ответил: «У одних уши открыты, а у других нет». Судя по реакции зала, уши открыты были у всех, да и вряд ли бы на джазовом фестивале оказались те, кто джаз не любят.

Второе отделение концерта было посвящено выступлению бывшего нашего соотечественника Дмитрия Баевского. Талантливый музыкант играет на альт-саксофоне, выступал на многих знаменитых площадках Европы и США, а сейчас живет в Париже. С Дмитрием Баевским сыграл один из лучших современным джазовых пианистов Франции – легендарный Ален Жан-Мари. Свой первый альбом музыкант выпустил в 1969 г. С 1973 года живет и работает в Париже, а также гастролирует и записывает альбомы совместно с такими известными джазовыми музыкантами как Чет Бейкер и Арт Фармер.

С музыкантами из Парижа выступили петербургские джазмены: Николай Затолочный – контрабас и Егор Крюковских – ударные. Музыканты сыграли композиции под названием «Circus», «Chat» и «Eclipse». К их выступлению присоединился и Давид Голощекин.

Следует отметить, что джаз в Европе имеет долгую историю. В Бельгии была издана первая книга о джазе. Во Франции был создан первый джаз-клуб. И если предстоят гастроли в Париж, совсем не обязательно брать с собой ритм-группу, так как там хорошие музыканты всегда были и есть. Что и было в очередной раз подтверждено на концерте.

Каким бы утонченным, изысканным, виртуозным и замечательным ни был французский джаз, а все же его родина – «Париж Нового Света» — Новый Орлеан. И третье отделение третьего концерта фестиваля было невероятно праздничным, комичным и зажигательным именно благодаря гостям из Нового Орлеана.

«Chucky C & Clearly Blue» — блюзовый квинтет, который основал саксофонист, вокалист, великолепный шоумен и актер Чарльз Элам III (Charles Elam III), известный как Чаки Си, или «король хорошего настроения». Его заразительная манера исполнения, голос диапазоном в три октавы и потрясающая энергетика делают музыканта любимцем публики везде, где бы он ни выступал. Талантливый человек талантлив во всем, и Чаки Си не только поет, но и играет на трех разновидностях саксофона (тенор, альт и сопрано), флейте, кларнете, гармонике и фортепиано. Чаки Си много гастролирует, снялся в нескольких фильмах, его голос звучит во многих рекламных роликах и джинглах.

Кроме него в группе Clearly Blue Band играют пианист Дерек Даббс (Derek Dabbs), играющий на семиструнной бас-гитаре Крис Северин (Chris Severin), гитарист Першинг Велс (Pershing Wells) и записавший более 200 альбомов барабанщик Даг Белоут (Doug Belote).

Музыканты исполнили «Don’t lie to me», «What a wonderful world» и другие композиции. В какой-то момент Чаки Си признался, что счастлив настолько, что одному человеку сложно выдержать и он готов раздвоиться. То же самое можно сказать и о публике. Его танцы, мимика, обаяние и все выступление в целом никого не оставили равнодушным. Даже маленькие зрители подпрыгивали на своих местах и во все глаза наблюдали за артистом, не забывая двигаться в такт и аплодировать.

2 июля состоялось самое яркое событие фестиваля – концерт под открытым небом возле Инженерного замка. Зрители смогли насладиться замечательной музыкой Оркестра «Саксофоны Санкт-Петербурга» кларнетиста, композитора, аранжировщика и руководителя проекта Геннадия Гольштейна, а также вокалом Лизы Бертолуччи.

Вслед за ними выступили Jazz-Philharmonic Orchestra Кирилла Бубякина (Санкт-Петербург) и выступавшая во второй день фестиваля Марджери Барнс, а также вокалист Дэвид Пост (США). Дэвид Пост — знаменитый американский педагог, дирижёр, композитор, режиссёр-постановщик и художественный руководитель Bellingham Arts Academy for Youth (Беллингемская академия искусств). Дэвид сотрудничал со многими выдающимися музыкантами, среди которых: Рэй Браун и Бобби Макферрин. Его изысканный и лирический исполнительский стиль производят неизгладимое впечатление. Неудивительно, что он был признан «Лучшим вокалистом» на джазовом фестивале Pacific Coast в Сан-Франциско.

Марджори Барнс была столь же эффектна, как и во время первого своего выступления в филармонии. Она радостно сообщила зрителям, что больше всего в концерте на открытом воздухе ей нравится то, что люди могут танцевать. Танцевали действительно все – и взрослые, и дети, которые также понравились исполнительнице.

 

Невероятный ажиотаж у публики вызвали закрывавшие третий день фестиваля «Chacky C & Clearly Blue» (Новый Орлеан). За ними последовали музыканты легендарного Ленинградского диксиленда Олега Кувайцева: Анатолий Александров – тромбон, Федор Кувайцев – кларнет, Юлий Соур – труба, Владимир Лыткин – фортепиано, Владимир Воронин – вокал, Юрий Снегуров – контрабас, Александр Скрыпник – ударные, вокал. Наконец, финальным выступлением концерта и фестиваля стало выступление Оркестра «Caribbeаn Jazz Report» Александра Василевского (Cанкт-Петербург). Оркестр, основанный в 1999-м году, играет джаз с афро-кубинскимии ритмами: mamba, salsa, rumba, cha-cha-cha, latin-funk, conga.

В одном интервью Давид Голощекин выразил уверенность: «Джаз будет жить всегда, невзирая на наплыв рок-музыки, других коммерческих направлений. Всегда найдутся музыканты, которые являются новаторами и выступают яркими личностями. Они играют и не думают, будет ли их кто-то слушать или нет. Их занимает сам процесс». На старейшем джазовом фестивале Петербурга, в очередной раз можно было убедиться в том, что джаз – жив, свинг есть, а значит, есть и смысл, равно как место для влюбленных в музыку, умеющих слышать и чувствовать ее до самого последнего звука.

Текст: Инна Зайцева

Фотографии: Инна Зайцева и из открытого доступа

comments powered by HyperComments