У нас в стране всё делается с размахом

30 июля в рамках фестиваля "Точка доступа" вновь был показан восхитительный спектакль Владимира Кузнецова "Разговоры беженцев" по одноименной пьесе Брехта. Немецкий драматург писал о людях, которые не могли больше жить в своей стране, возглавляемой безумным фюрером, и вынуждены были бежать. Речь в пьесе идет о событиях семидесятилетней давности, но, несмотря на это, она пугающе актуальна.За этот год место действия - Финляндский вокзал (в пьесе вокзал города Хельсинки) несколько изменился. На втором этаже появилась Столовая № 1 с неповторимыми ароматами борща и котлет, на первом - ларек с кофе и зарядная станция. Всё как на лучших вокзалах мира.За этот год все больше здравомыслящих людей уехали или же стали подумывать об отъезде. Они заключают фиктивные браки, чтобы, если что, иметь возможность уехать в Европу или Прибалтику. Всё это происходит прямо сейчас - половина сидит на чемоданах, половина размышляет о том, не пора ли начать сидеть. И действительно - где та грань, когда на своей Родине пора ставить крест, и самым честным решением будет эмиграция.За этот год спектакль стал более интерактивным - актеры Сергей Волков и Максим Фомин обращаются напрямую к рандомно выбранным зрителям, просят карандаш для игры в "Морской бой", заглядывают в экран телефона, щекотят ушко. Да всем нам стоит быть ближе друг к другу - сейчас время объединяться. И побольше обниматься.В остальном ничего не изменилось - вокруг люди все с таким же недоумением смотрят на нас в наушниках. Кто-то улыбается, но многие - нет. Тут вообще улыбаться не очень принято - могут принять за иностранца и обратиться по-английски (проверено), ты как будто автоматически "чужой". Пассажиры, ждущие свою электричку, думают: "Почему эти странные люди ходят в наушниках за парнем с красных флагом?", "Зачем они здесь?". А стоило бы задать себе вопросы: "Как такое произошло с моей страной?", "Как мы допустили этот монархический строй?" и "Сколько еще мы будем это терпеть?".Кто читал Бертольда Брехта, тот знает - его тексты тяжеловесные и философские. Но в спектакле Владимира Кузнецова текст воспринимается легко, он тебя как-то обволакивает. Это как будто тебе его рассказывает друг, а ты киваешь, "так и есть". Потому что, как и в Германии сороковых, наша страна - страна попов и безбожников. Взгляды незначительных людей в ней не учитываются, да их мнение и не слышит никто - чернь же. Только значительный человек имеет право на большое дело, а если ты обычный - пиши в фейсбук, только это тебе и остается. Разговоры "на кухне" перенеслись сейчас на страницы фейсбука.Два героя заперты без виз в чужом городе, в другой стране. Они не нужны своей Родине и вообще никому. Они могли бы писать книги, выступать с лекциями, проводить блестящие эксперименты. Но не имеют на это никакого права, раз они не согласны, раз они незначительны.Жанр променада, к которому относится спектакль "Разговоры беженцев" уже не нов - его использовали, например, Йорг Карренбауэр в БДТ и Семён Александровский в Pop-up театре.  Ты надеваешь наушники и оправляешься в какую-то другую реальность (если можешь). Повезет - в спектакль будут проникать посторонние люди, которые станут его частью. Нам повезло и на этот раз - вот женщина маргинального вида клеит на заборы объявление "Рабочий дом", вот бабушка предлагает вместе спеть, а вот выпивоха в привокзальном пивнушке с детской непосредственностью спрашивает: "Ребята, а вы откуда такие?", вот ВДВ-шник берет автобус штурмом. А на меня с прилавка газетного киоска смотрел портрет вождя и лица звезд шоу-бизнеса. Значительные люди в общем. А мы на Родине в плену.Текст: Алла ИгнатенкоФотографии из открытого доступа

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения