Вы здесь
Главная > Театр > Семен Александровский: Мои спектакли – симбиоз текста и контекста

Семен Александровский: Мои спектакли – симбиоз текста и контекста

6 июля в арт-клубе “Книги и кофе” состоялась открытая встреча с петербургским театральным режиссером Семёном Александровским. Поговорили о литературе и современном театре.

В начале встречи Семён Александровский рассказал присутствующим, что “сейчас для театра в России золотой век. Хотя современный человек и очень самодостаточен, его все равно тянет в театр, ведь это встреча с людьми и совместно прожитый опыт. Театр сейчас уже не тот. Все думают, что театр – это старые декорации с пыльными костюмами. За 10 лет произошло много изменений: большое количество спектаклей стали привозить из Европы, да и мы стали много показывать за рубежом. У русского такая особенность – делать штучные вещи, открытия. Любая новая работа должна быть экспериментом, расширением границ”.

Арт-журнал “Около” поинтересовался у Семёна Александровского, как рождаются его спектакли. По его словам, “сегодня режиссеры все меньше обращаются к литературе. Ведь что такое литература? Это интерпретация. Драматург все чаще работает в паре с режиссером, и сам проект появляется по ходу взаимодействия. Театр становится все менее “литературно-центричным”, и более “контекстным””.

Например, когда театр из Новосибирска обратился к Семёну Александровскому с просьбой показать что-то интересное, он начал с изучения города, его истории. Узнал, что в окрестности есть Академгородок, который начали строить в 1957 году. И за 10 лет он стал местом, где были собраны самые сильные советские умы в абсолютно разных областях. Это было действительно открытием: в устоявшемся политическом строе не хватало пространства, где ученые могли бы спокойно создавать изобретения мирового масштаба. Затем режиссер в компании драматурга поехал в Новосибирск: они брали интервью у академиков, читали мемуары, общались с молодёжью, и после этого придумали сюжет и поставили спектакль “Элементарные частицы”. Это как раз создание из контекста.

Но и это не конец, так как последующие спектакли были как некий симбиоз текстов и контекста (“С Чарльзом Буковски за барной стойкой” и “Задержанный”). Брать из пространства текст, который актуален здесь и сейчас. Играет скорее личность, которая в этот момент находится “на сцене”, а не привычный для публики актёр.

“Почему в основном классику везде ставят как раз на основе литературы в разных интерпретациях?” – спросили из зала.

Режиссёр рассказал отличительную особенность спектакля “С Чарльзом Буковски за барной стойкой” – привязка и к контексту, и тексту. Спектакль происходит в баре. Гостям выдают наушники и пиво или сидр. Таким образом как раз и создаётся контекст. В каком бы месте барной стойки не сидел “зритель”, всегда видно тех, кто сидит и выпивает. Человек начинает считывать информацию с присутствующих, что тоже важно.

Для проекта “Задержанный” было выбрано 5 баров: в начале улицы Рубинштейна и в конце, у памятника. Актёр в форме милиционера ведёт расследование по биографии Довлатова. И, конечно же, чтобы понять логику преступника, нужно думать и чувствовать как преступник, а раз действие происходит на улице Рубинштейна, нужно выпить рюмку-другую. В итоге все к памятнику Довлатову приходят не совсем трезвые.
Этот спектакль про то, что искусство должно обращать человека к самому себе. И если это утверждение работает, то появляется некий катарсис, эмоциональный всплеск у людей, рождение чего-то нового.

Семён рассказал об участии в биеннале с проектом “Другой город”: “Я и не планировал, и не готовился, но, конечно, был рад, когда все получилось. Это как “Оскар” для кинематографистов”.

Изначально у режиссера была абсолютно другая идея, которая за неделю до начала практически была готова. Но Семён Александровский почувствовал, что это не совсем то, что понравится зрителю. И на этом этапе обычно все заканчивается. Но у режиссера в тот момент была интересная задумка: с помощью наушников и смартфона организовать “перенос пространства”: человек ходит по набережной Фонтанки в Санкт-Петербурге, но слышит звуки европейского города. Венеция, Париж, Амстердам – на выбор. С помощью QR-кода на смартфон можно получить круговую панораму любого из этих городов. Это вызывает ещё и смещение пространств.

Еще у режиссера спросили, кто, по его мнению, герой нашего времени. По мнению Александровского, человек, который интересно думает, “своим мозгом меняет мир, реальность” вполне может оказаться героем нашего времени.

Текст: Елизавета Лошкарёва

Фотографии из открытого доступа

comments powered by HyperComments