Вы здесь
Главная > Театр > Платоновский фестиваль: как открыть себя в современном искусстве

Платоновский фестиваль: как открыть себя в современном искусстве

2 июня в Воронеже открылся международный Платоновский фестиваль искусств. Событие уникальное и престижное, которое стало брендом не только в России, но и в мире. Фестиваль, придуманный в 2011 году театральным режиссёром Михаилом Бычковым, сегодня активно поддерживается местной властью и бизнесом и объединяет весь город под своими яркими флагами.

По сути, Платоновский фестиваль продолжает европейские традиции децентрализации искусства, вспомним те же Авиньон и Эдинбург. Седьмой год подряд в начале лета культурным центром России становится Воронеж – об этом говорят цитаты из СМИ в буклете фестиваля, с этим соглашаешься уже во второй день освоения обширной программы, состоящей из 4-х основных направлений: театр, музыка, выставки, литература. И это не считая развивающегося «Театр+» и Международной резиденции для молодых актёров, режиссёров, продюсеров. Пространство Платоновского – это практически все культурные площадки города, центральные площади, улицы и даже меловой карьер Белый колодец и парк Рамонского замка, расположенные в десятках километров от Воронежа.

Сначала пытаешься проложить маршрут так, чтобы успеть на все лекции, творческие встречи, спектакли, концерты, посмотреть кино и побывать на всех открытиях выставок. Однако перфекционистская погоня за искусством бессмысленна: в эти две недели в Воронеже создаётся такой культурный фон, что, так или иначе, включаешься в фестивальный процесс, даже если не был ни на одном мероприятии. Но посетить хотя бы пару выставок, сходить на открытую репетицию или лекцию не просто нужно, но и можно – часть программы фестиваля абсолютно бесплатная или требует лишь предварительной регистрации.

В афише VII Платоновского фестиваля 17 стран-участников от сравнительно близких к нам Белоруссии, Польши, Германии до далёких Аргентины и Гамбии. Каждый из коллективов самобытен, оригинален и своевременен. Это, наверное, один из главных критериев отбора. У Платоновского фестиваля нет ежегодных подстрочных тем, но все названия программы отзываются друг в друге, словно существуют в контактной импровизации.

 

Так, в этом году фестиваль открыла мировая премьера оперы Глеба Седельникова по рассказам Андрея Платонова «Родина электричества» – постановка режиссёра Михаила Бычкова и дирижёра Юрия Анисичкина. Ключом к решению сложного произведения, которое до этого не ставилось, стало некое осмысление российской революции, представление её в объёме, погружение действия в контекст культурной революции начала прошлого века – конструктивизм, супрематизм, плакатная графика.

Авангардные настроения встречают посетителей и в арт-центре «Коммуна», созданном в здании типографии газеты, где начинал свою карьеру Андрей Платонов. Выставки Павла Пеперштейна «Супрематические исследования древнегреческих мифов» и российского видеоарта Московского музея современного искусства «Смотри на людей» также начали работу в первый фестивальный день. Кроме опытов с формой, в них есть размышления о системах координат, в которых находятся Бог и человек, и о том, чем занять пустоту, зияющую на месте устаревшей веры (например, фильм Анны Ермолаевой «Ленинопад» об уничтожении памятников В. Ленина в Украине).

Этими экзистенциальными сомнениями наполнена и театральная программа первых дней фестиваля. И если в споре с высшими силами, природой в «Родине электричества» побеждает человек, то в постановке Театра им. Е. Вахтангова древнегреческой трагедии «Царь Эдип» (режиссёр – Римас Туминас) герой буквально раздавлен Судьбой. Прозрев, он ослепляет себя.

Тема преображённого взгляда продолжается в выставке «Видеть невидимое» в Воронежском областном художественном музее им. И. Н. Крамского. Это проект

Сбербанка в сотрудничестве с ГМИИ им. А. С. Пушкина и платёжной системой VISA. В Воронеже выставка работает в рамках Платоновского фестиваля. Каждая из семи рельефных репродукций мировых шедевров сопровождается подробным рассказом Евгения Миронова на аудиогиде. В первую очередь коллекция тактильных картин предназначена для слабовидящих людей и людей, совсем лишенных зрения. Тем же, у кого нет нарушений, она даёт новый опыт увидеть, почувствовать то, что скрыто от повседневного взгляда.

Это только малая часть программы первых фестивальных дней. Думается, подобное ненавязчивое созвучие тем характерно для всего фестиваля. Ведь #platonovfest – это ежедневная революция внутри зрителя. Даже пробыв на фестивале 2-3 дня, можно успеть включиться в общемировой современный культурный процесс и открыть себя в этом процессе. Тем, кто планирует успеть посетить фестиваль в этом году, советую внимательно изучить афишу и включить в свою программу каждое из направлений, а также обязательно посмотреть грандиозный парад «Театральные огни», в котором примут участие лучшие уличные театры мира. Кстати, впервые за историю Платоновского фестиваля искусств парад пройдёт ночью – с 12 на 13 июня. Закрытие Платоновского фестиваля состоится 14 июня.

 

Автор текста: Анна Резвова

Фото: Андрей Парфёнов

comments powered by HyperComments