You are here
Home > Изобразительное искусство > Монументальная живопись Анны Аникиной

Монументальная живопись Анны Аникиной

Аникина Анна Алексеевна – выпускница Санкт-Петербургской Академии художеств им. И.Е. Репина, мастерской профессора А.К. Быстрова. Молодая амбициозная художница ведёт активную социально-культурную деятельность – с 2007 года по настоящее время она принимала участие в выставках, среди которых:  Всероссийская художественная выставка «Молодые художники России», посвящённая 250-летию Академии художеств (Москва, ЦДХ) , выставка «Молодость Петербурга. Начало» (Санкт-Петербург, Выставочный зал), международный конкурс творческих работ, посвящённых 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне «Мир и война в искусстве»(РГПУ им. А.И.Герцена), выставка «Mei Lanfang 1935» (National Academy of Chinese Theatre Arts, г. Пекин) и многие другие.

Фрагмент дипломной работы «Божественная комедия. Данте Алигьери » .Роспись в театральное фойе, размер 3х14,7м.

Работы Анны находятся в методическом фонде академии художеств, а также в частных коллекциях России и Китая. Анна рисует в стиле монументально-декоративной живописи, с проявляющимся  индивидуальным почерком, словно преображая известные каноны живописи и раскрывая их с новой стороны.

Анна поделилась с читателями ОКОЛО интересными фактами своей биографии и рассказала о собственном творчестве:

Если вспоминать Ваши студенческие годы, скажите – почему именно мастерская профессора А.К. Быстрова? Ведь наверняка выбор мастерских был широкий.

На  факультете живописи после второго курса осуществляется распределение по мастерским. Из шести мастерских нужно выбрать одну, а потом профессор и педагоги набирают из поданных заявок группу, которую будут воспитывать четыре года. К тому времени я не сомневалась в своём выборе, потому что уже при поступлении знала, что хочу только туда. В первую очередь, творчество руководителя  и педагогов мастерской вызывало у меня интерес и возможность у них учиться, конечно, очень привлекала.  Монументальный рисунок, современное видение цвета  в постановках по живописи и работы по предмету «композиция», которые создавали  студенты мастерской, меня очень вдохновляли. И, конечно, воодушевляла работа с архитектурными объектами и исполнения фрагментов придуманных эскизов в материале. Вот, наверное, ключевые моменты в  выборе  мастерской.

Расскажите поподробнее о монументальной  живописи.

Монументальная живопись имеет свои особенности. Она всегда подчинена архитектуре, будь то оформление интерьера или фасада архитектурного сооружения – собственно, вся живописная композиция строится в зависимости от объекта. Она может быть скомпонована в квадрат, тимпан, фриз и так далее. Очень важен в монументальной живописи материал. Любая композиция всегда задумывается в материале — это может быть роспись, фреска, мозаика, витраж, сграффито, гобелен.

Сложно ли Вам давалось обучение?

Обучение в монументальной мастерской идет интенсивно и одновременно по разным направлениям. Это  обучение монументальному рисунку, живописи  и композиции, тренировка креативного мышления , расширение кругозора  в разных областях, преумножение знаний  в мировой истории и истории искусств, литературе, музыке, кинематографе. В момент обучения всё это казалось «не подъемным», но теперь, когда я продолжаю самостоятельную творческую деятельность, с благодарностью вспоминаю  педагогов и их требования.

Ваша дипломная работа – это фундаментальный и серьёзный труд. Расскажите поподробнее о том, как она создавалась, какой смысл Вы в неё вкладывали, с какими сложностями столкнулись.

На втором семестре пятого курса перед студентами Академии стоит задача придумать тему диплома и сделать эскиз, а на выполнение отводится последний год обучения. Моя дипломная работа является росписью в театральное фойе, размер составляет 3х14,7 м.  Работа над дипломом — это интереснейшее время для студента. Ему предоставляется возможность самостоятельно выбрать не только интересующую тему, но и материал, в котором предполагается исполнение эскиза.  Студент получает в своё распоряжение мастерскую.  Масштаб выбранной темы должен соответствовать значительности монументального полотна. Здесь не может быть случайных тем: монументальная живопись создается на века, поэтому и тема должна быть масштабной и, возможно, даже вневременной. Дипломная работа — это итог обучения в мастерской и Академии, на дипломнике  лежит большая ответственность. Он должен продемонстрировать, не только то, чему он научился технически, но и постараться  приоткрыть зрителю свое видение мира. А это уже больше относится к композиции. Именно композицией отличаются студенты друг  от друга. Наибольшая трудность заключалась в самоорганизации и умении в короткие сроки написать полотно такого размера.

А как Вы подходили к выбору темы?

Тема по литературному произведению и творчеству Данте выбрана не случайно. Творчество великого итальянского поэта средневековья вдохновляло многих художников, среди них такие имена как Боттичелли, Делакруа и др. Меня оно вдохновило на создание дипломного эскиза. Данте — мыслитель и поэт, постоянно искавший принципиальное объяснение всему, что происходило в нем самом и вокруг него. Поэт изобразил тернистый путь скитания человечества ради покаяния и искупления грехов. Он предлагает читателю задуматься о своей нравственности. Меня всегда интересовали вопросы нравственности и нравственного выбора, в детстве это прививали родители, но всерьёз я начала обращать на это внимание в школе, благодаря удивительному педагогу по литературе. Дальше мне сопутствовала удача, и я встречала людей старшего поколения, которые постоянно напоминали о существовании нравственности. Сейчас уже с друзьями мы постоянно возвращаемся к обсуждению все тех же вечных и необходимых сегодня вопросов. Вне зависимости от собственной воли, с каждым прожитым годом ты задаешься вопросами: «Как я живу?», «Как я хотел бы прожить жизнь?», «Насколько меня волнует духовная сторона жизни?»… Все эти вопросы подняты в поэме «Божественная комедия», и её актуальность спустя столетия остается неоспоримой. Масштаб поэмы, её уникальный сюжет отвечает всем законам монументального произведения. Мне, можно сказать, оставалось переосмыслить образы, созданные Данте Алигьери, и переложить их на язык живописи, изобразить свое прочтение Данте.

Данте Алигьери. 80х60,бумага/темпера Фотограф: Лутфирахманов Станислав Робертович

Действительно, в своих картинах Анна не уводит зрителя от реальности, но заставляет полностью погрузиться в неё, задуматься над жизнью, переосмыслить её в свете увиденных образов. Сцены, которые изображает художница, поражают своей монументальностью. Анна как бы констатирует происходящее в поэме, не давая своей оценки образам, созданным Данте. Застывшие на картине образы — это лица современников, которые позировали для дипломного эскиза. Смысл картины и поэмы, безусловно, перекликаются. Это осознание человеком своей греховности и восхождение к нравственности. Масштаб поэмы безграничен и в четырнадцати метровом полотне невозможно передать всех событий, происходящих в поэме, и всех смыслов, отраженных в ней, однако Анна смогла передать атмосферу и позволить зрителям самостоятельно дополнить образы в своих мыслях.

Душа.80х60,бумага/темпера Фотограф: Лутфирахманов Станислав Робертович

Анна, какие Ваши творческие планы на будущее?

Если глобально, то хочу  реализоваться в профессии. Участвовать в проектах связанных  именно с монументальной живописью, продолжать и развивать  ее традиции. Сейчас пишу  новую картину по творчеству Данте и работаю над портретами своих друзей-современников. Думаю потом сделать выставку.

Беседовала Анна Политова.

comments powered by HyperComments