You are here
Home > Около > «Кармен» в Петербурге – театр заливает лед

«Кармен» в Петербурге – театр заливает лед

С 7 по 15 июня на главной арене петербургского дворца спорта «Юбилейный» прошла долгожданная премьера ледового спектакля Ильи Авербуха «Кармен». Спектакль за полтора года своего существования уже успел объехать не один город России, но организовать гастроли в Северной столице оказалось не так просто.

«Кармен» – постановка, отличающаяся от всех прочих, созданных компанией «Ледовая симфония». Это своего рода апофеоз театральности в ледовом шоу. Авербух, наследуя идеи Татьяны Тарасовой, которая некогда сама руководила ледовым театром «Все звезды» и теперь передала ему эстафетную палочку, задался целью создать полноценный спектакль на льду, собрав представителей самых различных сценических жанров и чемпионов фигурного катания.

В постановке задействовано 80 артистов. Среди них олимпийские чемпионы, чемпионы мира и призеры европейского первенства и серии Гран-При, ледовые акробаты, танцоры, вокалисты, музыканты… Надо отметить, что за всем этим перечислением стоит слаженная работа коллектива, хорошо подобранного по уровню мастерства и сплоченного воедино концепцией спектакля. Качество исполнения – то, что всегда выгодно отличает проекты компании «Ледовая симфония».

Авербух выбрал для постановки хрестоматийный сюжет, восходящий к новелле Просперо Мериме. Свое отражение история Кармен неоднократно находила в мировой культуре и, в частности, в пластическом искусстве. В балете первым к сюжету обратился Мариус Петипа в своей постановке «Кармен и тореадор» 1845 года. Позднее, в 1875 году, появилась известная опера на музыку Жоржа Бизе. Музыка Бизе стала неотделима от дальнейшей интерпретации образа Кармен и вдохновила целый ряд балетмейстеров. Хореографию на музыку известного композитора создавали Ролан Пети (Лондон, 1949 г.), Джон

Крэнко (Штутгарт, 1970 г.), Антонио Гадес (1983 г., фильм Карлоса Саура), Рафаэль Агилар и Матс Эк (1992 г.). А в 1967 г. известный советский композитор Родион Щедрин написал оркестровку, которая легла в основу одноактного балета «Кармен-сюита» в хореографии Альберто Алонсо. Тогда партия Кармен принесла мировую известность выдающейся русской балерине Майе Плисецкой.

В фигурном катании сюжет нередко используется в постановках спортивных программ. Драматическая история главной героини в сочетании с яркой узнаваемой музыкой составляет половину успеха, а в сочетании с безупречным катанием рождает, подчас, настоящие шедевры. Достаточно вспомнить победный олимпийский танец Татьяны Навки и Романа Костомарова в Турине в 2006 году. И не будем забывать, что в 2014 году образ страстной испанки из короткой программы принес золото первой олимпийской чемпионке из России в женском одиночном катании – Аделине Сотниковой. В этом спектакле Сотникова не фигурирует, зато именно Татьяне Навке отдана главная партия, которая за полтора года стала ее визитной карточкой. Роль Тореадора отдана Алексею Ягудину, Хозе – Роману Костомарову.

В ледовом спектакле «Кармен» Илья Авербух достаточно вольно обходится с сюжетом, превращая любовно-трагическую историю в семейно-драматическую сагу с моралистически-философскими подтекстами. Очевидно, что сверхзадачей режиссера было создать универсальное произведение о семейных ценностях для широкого круга зрителей. Автор спектакля и сам признавался в интервью, что его постановка – «импровизация на классическую тему». Не вдаваясь в подробности либретто, написанного в соавторстве Алексеем Шнейдерманом, Екатериной Цанавой и собственно Ильей Авербухом, который можно почитать в буклете к спектаклю, хочется отметить, что постановщик, несмотря на все попытки создать целостное произведение, все равно не избегает приема чередования реприз, виртуозно вписанных в единую сюжетную линию. Ледовые артисты, известные по его многочисленным шоу, выступают в своих привычных амплуа. Так, к примеру, ледовые акробаты Владимир Беседин и Алексей Полищук отыгрывают уже известные приемы,

Евгений Кузнецов «укрощает сальто». Сплачивает действие безупречный ритм спектакля, отточенные переходы между сценами. Картины сменяют друг друга без стыков, действие «движется» от начала к концу и захватывает зрителя. На ледовой арене выстроены объемные декорации (художник-постановщик Нина Кобиашвили), для спектакля создана подробная световая партитура (художник по свету Алексей Мастрюков). Действие связывает несколько эклектичная музыкальная композиция (в основе – произведения Жоржа Бизе и Мориса Равеля в музыкальной переработке Романа Игнатьева), звучит живой вокал профессиональных артистов мюзикла – Светланы Светиковой, Сергея Ли и Ольги Доменек Терроба.

Совсем скоро свет увидит новый проект «Romeo&Juliet», в котором один из главных ледовых продюсеров страны продолжить развивать избранный жанр.

Авто текста Ольга Чепурова

comments powered by HyperComments