Вы здесь
Главная > Музыка > Дань джазу в день джаза

Дань джазу в день джаза

30 апреля в Филармонии джазовой музыки любители джаза отметили международный день джаза музыкой Дюка Эллингтона, Майлса Дэвиса и Леонида Утесова. В этот праздничный вечер часть зрительного зала была превращена в танцпол. И пока зрители танцевали или отдыхали за столиками, для них играли «Jazz-Philharmonic orchestra» и «Ленинградский диксиленд».


Основная задача этого международного праздника — отметить «рост уровня информированности международной общественности о джазе, как о силе, которая способствует миру, единству, диалогу и расширению контактов между людьми». Перед началом концерта ведущий концерта – Владимир Фейертаг – музыкант и музыковед, автор нескольких книг и энциклопедий о джазе, включая «Джаз от Ленинграда до Петербурга» и «Джаз. XX век» рассказал о времени зарождения джаза и представил музыкантов молодого, но, тем не менее, профессионального концертного оркестра — «Jazz-Philharmonic orchestra».


Оркестр существует при поддержке Государственной филармонии джазовой музыки. Руководитель оркестра — известный саксофонист Кирилл Бубякин. Он объединил в один коллектив джазовых музыкантов Санкт-Петербурга, среди которых Николай Сизов, Юрий Богатырев, Андрей Блинчевский, Андрей Зимовец, Алексей Дмитриев, Николай Затолочный, Егор Крюковских, Александр Козлов, Роман Квачев и другие. Известные питерские музыканты наравне с начинающими джазменами удивили зрителей оригинальными аранжировками Телониуса Монка, исполнив “Well, you needn’t” и “Ruby, my dear”. Затем, Максим Некрасов сыграл соло на губной гармонике в композиции “Bluesette”, а трубач Иван Васильев –“Blue and Green” Майлса Дэвиса. В завершении первой части концерта прозвучали две композиции Дюка Эллингтона “Caravan” и “Cotton tail”. После чего все музыканты оркестра по очереди исполнили на своих инструментах сольные партии.

 

И как в самом известном отечественном кино о джазе «Мы из джаза», где импровизацию сравнили с полетом души, на концерте музыканты привели зрителей в восторг невероятным сочетанием традиционных композиций и импровизации, в которой и, правда, душа улетала в поднебесье. Синкопы, бит и свинг создали великолепное настроение и вместе с джазовыми гармониями окунули присутствующих в атмосферу Америки начала 20 века, когда легендарный «Original Dixieland Jazz Band» в знаковый день — 26 февраля 1917 года в нью-йоркской студии фирмы «Victor» записал первую грампластинку. Эта запись за несколько недель ошеломила всю Америку.


В начале 20 века в южных штатах США особой популярностью стали пользоваться музыкальные ансамбли, которые исполняли оригинальные импровизации на темы блюзов, рэгтаймов и европейских песен. Их называли «jazz-band», отчего и произошло слово «джаз». В состав этих коллективов входили музыканты, играющие на различных инструментах, включая: трубу, кларнет, тромбон, банджо, тубу, контрабас, ударные и фортепиано.
Тогда же от слова dix – означающего «десятка» или 10-долларовая банкнота, образовалось слово «диксиленд», которое стало применяться для обозначения музыкального стиля классического джаза, в котором белые музыканты подражали музыке черных. Эта музыка оказалась настолько хороша, что диксиленды стали появляться по всему миру.
В упомянутом выше фильме «Мы из джаза» главный герой твердо и уверенно сказал: «Я буду играть джаз». Сыграть музыку афро-американцев из Нового Орлеана в Советском Союзе было не просто. Тем не менее, с этим справился не только Игорь Скляр, но и замечательный оркестр, который скоро отметит свое 60-летие – «Ленинградский Диксиленд» под управлением заслуженного артиста России, саксофониста Олега Кувайцева. Известность Ленинградского диксиленда действительно мировая. Начиная с 60-х гг. ансамбль с успехом выступал на международных фестивалях: в Таллинне, Москве, Праге, Венгрии, Болгарии и в США.
Зрителям удалось отлично провести вечер под завораживающие звуки фортепиано в исполнении Владимира Лыткина, которым энергично вторила труба Юлия Соура и зажигательный тромбон Анатолия Александрова, а также поддерживали динамичные ударные Александра Скрыпника, экстравагантное банджо Бориса Ершова и романтичный контрабас Юрия Снегурова в сочетании с чувственным и элегантным кларнетом Федора Кувайцева и вокалом в стиле Луи Армстронга Владимира Воронина.


Музыканты исполнили “Royal garden blues” и “Someday, Sweetheart” Дюка Эллингтона, а также известный хит из культовой комедии «В джазе только девушки» — “Running wild”. Несмотря на шутку музыкантов, что «в джазе только дедушки», сыграны эти и следующие композиции были настолько энергично, что сразу стало понятно, что возраст в музыке не имеет никакого значения. И здесь скорее легче поверить в анекдот, рассказанный Олегом Кувайцевым, о четырех девушках, которые в записке обещали ждать музыкантов у выхода, если они подтвердят согласие, исполнив соло на контрабасе, чем в то, что исполнители уже не так молоды.
Кстати, шуток в этот вечер было предостаточно. И история о том, как слово “Puttin!” может заставить публику взволнованно подняться. Конечно, чтобы потом расслабленно выдохнуть, ведь это всего лишь название песни: “Puttin’ on the Ritz”. А также случай с Леонидом Утесовым, который твердо знал, что джаз изобрели совсем не в Новом Орлеане, где мафия правила бал, и было совсем не до этого, а в Одессе-маме. Не просто так, когда на концертах в США музыкантов просят сыграть каких-нибудь русских композиторов, руководитель оркестра предлагают исполнить “God bless America”. Автор американского гимна Ирвинг Берлин родился в Тюмени, а потом иммигрировал в США. И так поступили очень многие известные сочинители джаза. «Ленинградский диксиленд» сыграли попурри из сочинений «наших» композиторов, а затем завершили концерт чудесным исполнением “Buena sera, senorita” и “When the saints go marching in”.


Однажды трубач Уинтон Марсалис сказал, что «Джазовая музыка сильна настоящим моментом. Нет никакого сценария. Это диалог. Решение о том, какими эмоциями поделиться со слушателями, музыканты принимают за доли секунды на основании того, что чувствуют прямо сейчас».
Впитав традиции разных эпох и фольклор разных стран, этот стиль музыки благодаря импровизации позволяет музыкантам не только нарисовать картину внутреннего эмоционального мира, но и рассказать истории тех, кто пришел к ним на концерт здесь и сейчас. В этом уникальность каждого момента, проведенного на джазовом концерте, и чудо музыки, причастность к которой зрители смогли ощутить 30 апреля в Санкт-Петербургской Филармонии джазовой музыки.

Текст: Инна Зайцева

Фотографии из открытого доступа

comments powered by HyperComments