You are here
Home > Театр > Борьба за счастье в Молодежном театре на Фонтанке

Борьба за счастье в Молодежном театре на Фонтанке

В Молодежном театре на Фонтанке состоялась премьера спектакля «Прошлым летом в Чулимске» по одноименной пьесе Александра Вампилова. Постановка приурочена к 80-летию со дня рождения драматурга.

 

Автор более 70 рассказов, сценок, очерков, статей и фельетонов в 1971 г. написал драму «Валентина», но название пришлось поменять, так как, пока пьеса проходила утверждение цензурой, стала широко известна пьеса М. Рощина «Валентин и Валентина», написанная позднее. Изначально название было изменено на «Лето красное — июнь, июль, август…». Но в свой первый однотомник Вампилов включил пьесу под рабочим названием «Прошлым летом в Чулимске» — и оно стало окончательным.

Пьесы Александра Вампилова ставили в театре имени Ермоловой, театре имени Станиславского и ленинградском Большом драматическом театре. Не обошли вниманием режиссеры и «Прошлым летом в Чулимске». В 2014 г. был снят фильм. Ее неоднократно ставили различные театры, включая Театр имени В.Ф. Комиссаржевской и МХТ имени А.П. Чехова.

В Молодежном театре на Фонтанке режиссеры — народный артист России Семен Спивак и Лариса Шуринова — создали спектакль в творческом тандеме. Они увидели в пьесе, ставшей уже классической, живой нерв и актуальность, а также возможность поговорить со зрителем о душевной деградации и исчезающей чистоте. С точки зрения режиссеров спектакля, в судьбе каждого незаметно происходит процесс, когда молодой, добрый, светлый, открытый человек постепенно становится циничен и расчетлив.

 

Образ «каждого» взяла на свои хрупкие плечи студентка РГИСИ, мастерской С.Я.Спивака Дарья Вершинина, сыгравшая романтичную, застенчивую и тихую девушку Валентину. Исполнить такую роль – невероятно сложно, потому что очень важно показать наивность, а не глупость, и не сфальшивить. Заметно, что актрисе удалось вжиться в роль. Она довольно искренне чинила весь спектакль свой палисадник, по-детски открыто и игриво призналась в любви следователю Шаманову и хорошо, без лишнего пафоса показала взросление и трансформацию, произошедшую с девушкой в финале.

Обладатель «говорящей» фамилии следователь Шаманов не взывает к духам, хотя этого можно было бы ожидать под звуки медитативной музыки, сопровождающей спектакль, или варган приехавшего из тайги бродяги-философа эвенка Еремеева. Терзаемый внутренними демонами следователь «спит на ходу», борется за справедливость и по ночам посещает влюбленную в него Кашкину. Роль Шаманова сыграл Артур Литвинов. Он отлично справился с тем, чтобы показать разные грани одного человека. То он яростно кричал на бедную женщину в приступах неконтролируемого гнева, то пинал тумбочку, то скучая, мечтал о пенсии.

 

Интересной, экстравагантной, модной, элегантной и не по-сельски городской вышла Кашкина у Регины Щукиной. Эта удивительная женщина мечтает о шекспировских страстях или хотя бы танцах в соседнем поселке, борется за свое счастье любыми способами, включая манипуляции, а потом во всем сознается. Бороться за счастье Кашкина вдохновляет и окружающих. Например, самого комического персонажа пьесы — бухгалтера Мечеткина, роль которого исполнил Денис Цыганков.

Бухгалтер, а по совместительству журналист, занудно требует дисциплины, жалуется на сигналы, которые неизменно поступают, и все не на его счет, готов влюбиться или жениться на том, кого ему посоветуют, борется за счастье с помощью парика и коньяка, и неизменно топчет «анекдот ходячий» — палисадник Валентины.

 

Разрушать палисадник – миссия не только Мечеткина, но и практически всех жителей Чулимска. Таким образом они придают смысл жизни Валентине, которая бесконечно его чинит. Палисадник становится лейтмотивом пьесы.
Другой лейтмотив — «чеховское ружье» в виде пистолета следователя, который то забывают, то доверчиво выкладывают на стол, то применяют по назначению.

«Мы родились, чтоб сказку сделать былью», — поет отец Валентины, проезжая на мотоцикле мимоходом. Если это сказка, то какая-то очень грустная, потому что там, где красоту не замечают, веселого мало. Тем не менее, даже в финале есть проблеск надежды на то, что все-таки не каждый человек, взрослея теряет свою чистоту и становится циничным. Когда наступает утро девушка снова чинит забор.

 

В пьесе девять персонажей, каждый из которых переживает свою боль, которую смогли бы облегчить близкие, если бы были чуть внимательнее друг к другу. Действие развивается в течение всего одного дня, но за этот день судьбы всех героев претерпевают сильные и необратимые изменения.

Уют провинции создают декорации – деревянная стена чайной, вызывающие ностальгию советские табуретки и клеенка в клеточку. Тем не менее, место не так важно. Подобная драма могла произойти где угодно – в Москве или Париже. Так же и со временем. Эти события могли произойти и в 1970-х, и сегодня. Гораздо важнее внутренние переживания героев, а также те изменения, которые с ними происходят по ходу развития сюжета.

 

Константин Станиславский однажды сказал, что «театр – это искусство отражать». Если в реальности красоту замечают все реже, а потеря наивности – неизменный этап взросления, то и в театре можно увидеть такие же процессы в зеркальном отражении или через увеличительное стекло. Отраженная реальность «Прошлого лета в Чулимске» Молодежного театра на Фонтанке может «уколоть», местами позабавить, вызвать ностальгию или сопереживание. Артисты театра превратили провинциальную чайную в мир, в котором после поедания котлет и распития простокваши или чего-нибудь покрепче самые обычные люди любят, ревнуют, мечтают и борются за счастье. Через образы живых, действующих людей зрители смогли увидеть художественная правду в рамках партитуры спектакля, и судя по тому, что зал аплодировал стоя, увиденное понравилось.

Текст: Инна Зайцева

Фотографии Юлии Кудряшовой 

comments powered by HyperComments