«Большой»: всё и сразу

Нечасто режиссёр таких кинолент, как «Любовник» и «Мой сводный брат Франкенштейн» представляет на суд отечественного зрителя новые работы. Спустя восемь лет после выхода броского мюзикла «Стиляги» Валерий Тодоровский вновь обратился к блеску и танцам. Правда, на этот раз нас ждут приглушённые тона и куда более серьёзный диалог с экрана, ибо теперь речь идёт об очень тонкой и чувственной сфере – великом русском балете.

Фильм «Большой» рассказывает о нелёгкой жизни и борьбе талантливой девушки Юлии Ольшанской в мире балетного искусства. Её судьба прослеживается в трёх временных отрезках, отображающих этапы взросления и становления героини.

В своей новой картине Тодоровский сумел создать подходящую атмосферу духоты и непримиримости, которая царит в стенах балетной академии. В том, что видишь на экране, ощущается сильный контраст между холодом будних дней балерин и манящими огнями заветной сцены. Кроме того, режиссёр неплохо чувствует время, в котором живут его герои, и умеет «держать» его (например, сцены детства Юлии проходят где-то в конце 90-х).

Всё вышеупомянутое поддерживается не только добротной режиссурой Тодоровского, но и хорошим, с точки зрения диалогов, сценарием Анастасии Пальчиковой. Особенно яркими и запоминающимися получились сцены, в которых помимо главной героини была задействована Алиса Фрейндлих, исполнившая роль маститого педагога Белецкой. Интересной сценарной находкой также можно назвать проблемы героини Фрейндлих с памятью, которые в итоге порождают столкновения между её собственными подопечными и опосредованно влияют на жизнь балерины Ольшанской.

Стоит, конечно, отметить и монтаж картины. Все три периода жизни главной героини и её окружения не всегда подаются в хронологическом порядке, повествование порой скачет от одного времени к другому, обрывая ту или иную сюжетную линию, чтобы вернуться к ней через несколько лет. Таким образом, личная трагедия каждого персонажа выглядят более острой и интригующей.

К сожалению, далеко не всё так гладко с новым фильмом Валерия Тодоровского. Помимо всех плюсов у картины есть один, но весьма существенный недостаток. По окончании просмотра остаётся непонятным, так о чём именно хотели сказать создатели «Большого»?

Судя по всему, авторы решили, так сказать, не мелочиться и осветить сразу несколько проблем. Добрую часть фильма зритель наблюдает за непростыми отношениями между гениальным учителем и непокорной протеже, после чего в историю вплетают небезызвестную тему конфликта столицы и провинции, а завершается всё слабо обоснованным противостоянием двух ведущих балерин за право быть примой и сиять на сцене Большого.

В конечном счёте, фильм получился перегруженным и кажется сильно затянутым. Авторы, быть может, сами того не подозревая, сделали в своей истории два финала, расстояние между которыми тридцать-сорок минут экранного времени. После мощного кульминационного момента и, казалось бы, хорошей поставленной точки в этой истории, зрителя обманывают, вынуждая его ещё полчаса смотреть на не совсем внятное действо.

Напоследок стоит сказать ещё об одном отталкивающем элементе. Алиса Фрейндлих блистательно отыгрывает вверенного ей персонажа, также весьма убедительно в роли повзрослевших Юлии и Карины выглядят молодые актрисы Маргарита Симонова и Анна Исаева. Однако игра остальных актёров оставляет желать лучшего и вызывает необъяснимую неловкость при просмотре. И возникает она, возможно, от того, что одинаково плохо и натужено играют в кадре как дети, так и большие актёры вроде Валентины Теличкиной.

Автор: Артур Мурадян

Фотография взята из открытого доступа сети Интернет

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения