You are here
Home > Театр > «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими»

«Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими»

Как часто у нас получается искренне радоваться чему-нибудь? Порой так сложно, забыв о проблемах, быть по-настоящему счастливым за себя, а за других – уж тем более. 23 апреля зрителям целых 2,5 часа наивно, по-детски рассказывали о том, насколько это на самом деле просто: радоваться жизни и в любой, даже самой трудной ситуации искать хорошее. Нет, это не открытый вебинар по эффективному улучшению жизни и не благотворительная психологическая помощь для страждущих, это история маленькой 13-летней девочки, которая изменила жизнь небольшого американского городка и, пожалуй, состояние души тех, кто смотрел за этим действом на сцене ТКЗ им. Высоцкого.

Весь спектакль посвящен одному из самых трагичных эпизодов в мировой истории – геноциду армян. Что можно ожидать от постановки, которая строится вокруг такого события? Психологически тяжелое действие, отвлеченные абстрактные диалоги, моральное напряжение, несчастные судьбы героев, плаксивый, пронизанный негативом и страданиями сюжет – скажите вы? А вот и нет! Спектакль Московского Армянского театра «Ода к радости»  по роману Э. Портер в постановке А. Алфёрова – это совершенно светлая, прекрасная, вдохновляющая история о том, как это здорово – жить и иметь возможность радоваться всему, абсолютно всему на свете. Это песня о любви к жизни и к людям, о желании всем своим существом излучать добро и о надежде на простое человеческое счастье. Это повесть о дружбе и о любви, о долге, о судьбе, о человеке – рассказанная через призму миропонимания маленького беззащитного ребенка, девочки, чье сердце настолько велико, что все остальное кажется неважным, несущественным, мелочным.

Все повествование строится на антитезе: Луис Мари (Зита Бадалян) попадает из бедного отчего дома – в богатые имения, от родного любящего отца – к злой тетке (Софья Торосян), которая не думает ни о чем кроме своего морального долга (вот только перед кем – одной ей известно), от привычных филантропов из женской помощи – к неразговорчивым, сварливым жителем маленького американского городка. Ко всему прочему, она переживает тяжелую психологическую травму – потерю всех братьев и сестер, а также горячо любимого отца, которые погибли из-за геноцида. Действительно, эта антитеза становится видна нам с самого начала, и мы ожидаем увидеть к концу сформировавшуюся личность, сломленную под гнетом открывшейся перед ней реальности; разрушение прежнего, детского, идеализированного мира (уж мы-то знаем, как виртуозно взрослые могут тыкать ребенка в действительность мира из-за неумения хоть иногда от нее отвлекаться), а также много слез, страданий и крушения мировоззрения.

«Знаешь,  когда привыкнешь  искать,  чему бы порадоваться,  иногда находишь словно само  собой. Вот и сейчас так вышло. Если постараться, почти во всем можно отыскать что-нибудь радостное или хорошее.»

Но, вопреки ожиданиям и классическим канонам, это хрупкое существо, эта светлая, жизнерадостная, любящая душа не просто отказывается принимать реалии мира такими, какими навязывают ей взрослые – напротив, сталкиваясь с ее удивительной способностью нести в мир добро и улыбку, люди не просто меняют свою жизнь, а что более важно – меняют свое мироощущение, душевное состояние. Все рядом с Луис Мари будто расцветает: сварливая, вечно брюзжащая миссис Сноу (Лира Айларова), которую весь город не любит из-за несносного характера, вдруг становится дружелюбной и миролюбивой. Нелюдимый, угрюмый мистер Пенделтон (Алексей Самойлов), который вот уже много лет ни с кем не разговаривает и предпочитает проводить время взаперти своего поместья, вдруг расплывается в улыбке и, наконец, находит для себя смысл жить. Мисс Мари – суровая женщина строгих моральных правил, с виду черствая и злая, открывается совершенно с другой стороны (в том числе и внешне): слезы, сопереживание, забота – все это не чуждые ей человеческие качества, которые она упорно прятала за маской холодности и жестокости.

В какой-то момент мы понимаем, что игра, о которой то и дело Луис Мари твердит на каждом углу: игра в радость – это вовсе не детская простота и ребячество. Это не глупость, нет, наоборот, эта девочка намного умнее любого взрослого, ведь она умеет делать самое главное: принимать как ценнейший дар саму жизнь, а не ее блага. Она может радоваться костылям, потому что они ей не нужны, радоваться смерти отца, потому что на небе с ангелами ему хорошо, радоваться своему долгу, потому что однажды его можно выполнить.

— А что значит ре-зуль-та-ты? — продолжала допытываться Поллианна.

—  Ну, это значит, что ты из всего  должна  извлекать какую-то пользу. Все-таки ты очень странный ребенок, Поллианна.

— А если я просто  радуюсь, это не значит, что я извлекаю пользу?

В конечном итоге, мы осознаем, что все это – не следствие наивности девочки, а та тонкая, сложная жизненная философия, которая не под силу многим из нас. В юмористической, зачастую слегка абсурдной подаче скрывается глубокий смысл и желание задуматься над собственной жизнью. Малышка Луис Мари – это новый Маленький Принц, который в свое время показал всем нам, как это стыдно – быть взрослым, погрязшим в собственных проблемах, цифрах, лжи, эгоизме. Детская простосердечность, встречаясь со взрослым укладом жизни, показывает, сколько ценного мы теряем, сколько мы утрачиваем стоит лишь немного почувствовать себя взрослыми.

«Ода к радости» – это волшебная постановка, которая напоминает нам о том важном, что в рутине повседневности так часто отходит на второй план. Внутри каждого из нас живет маленькая радостная Луис Мари, и картина А. Алфёрова, безусловно, разбудит в душе каждого самые теплые, самые нежные чувства, заставит задуматься о жизненных ценностях и, возможно, даже немного их пересмотреть. Я считаю, что в жизни каждого хоть раз должна быть спета такая ода – ода к радости, к любви и человеколюбию.

Автор: Анна Политова

Фотографии взяты с официального сайта Московского Армянского театра

comments powered by HyperComments