You are here
Home > Кино > Норвежские короткометражные саги в Родине

Норвежские короткометражные саги в Родине

22 и 23 апреля в киноцентре Родина зрители Санкт-Петербурга смогли оценить откровенность Севера, а также разделить переживания и эмоции норвежских режиссеров. Шесть короткометражных фильмов, в которых и сказки о море, и разборки односельчан, и терзания души на границе иллюзии и реальности были показаны в рамках программы короткометражного кино – Films from the North ежегодного норвежского кинофестиваля Tromsø International Film Festival.

С 14 по 27 апреля 2017 г. норвежский кинофестиваль представляет в России новую программу.

Один из самых популярных кинофестивалей в Норвегии — Tromsø International Film Festival — проводится в январе на открытом воздухе в темноте полярных ночей. На главной площади в самом центре города Тромсё взрослым и детям демонстрируются короткометражные и документальные фильмы, а также проводятся другие мероприятия. Частичку этого праздника организаторы уже не первый год привозят и к нам. Тур по России включает в себя кинопоказы в Москве, Архангельске, Северодвинске, Петрозаводске, Санкт-Петербурге, Апатитах и Мурманске. Программу представляют режиссёры и организаторы кинофестиваля в Тромсё. В этом году это продюсер фестиваля Игорь Шайтанов и режиссёр фильмов и музыкальных клипов Тор Бренне.

В программе Films From The North 2017 года – его короткометражный фильм «Рестрикторама». Тор Бренне также был удостоен наград «Лучший режиссер» Nordic Music Video Awards 2015 и самой престижной награды за лучшее музыкальное видео на Norwegian Short film Festival.

Благодаря фестивалю у зрителей есть возможность поближе познакомиться с норвежским кинематографом. Национальное кинематографическое наследие Норвегии насчитывает более ста лет. Первый фильм был снят режиссером Хуго Хермансеном между 1906 и 1908 гг. и назывался «Опасности рыбацкой жизни». 1930-е годы стали «золотым веком» норвежского киноискусства. На экранах кинотеатров оживали известные литературные произведения Хенрика Ибсена и Бьёрнстьерне Бьёрнсона.

После войны невероятно популярной стала первая в Норвегии женщина–режиссер Эдит Карлмар, снявшая 10 художественных фильмов. Среди других известных творцов норвежского кинематографа – актриса и режиссер Лив Ульманн, чьи фильмы демонстрировались на Каннском кинофестивале, а также Арне Скоуен. Его фильм «Девять жизней» выдвигался на Оскар. А вот, фильм Тура Хейердала «Кон-Тики» Оскар получил, и до сих пор остается единственным норвежским фильмом, получившим эту награду.

 

В 1960-х под влиянием «французской новой волны» были сняты «Охота» Эрика Лёхена и «Выход» Пола Локкеберга. Снималось много комедий и детских фильмов, а женщины режиссеры, например, Аня Брейен, поднимали феминистские темы. В 1980-х и 1990-х были сняты «Горсть времени» Мартина Аспхауга, «Стэлла Поларис» Кнута Эрика Йенсена, «Телеграфист» Эрика Густавсона, «Игра мечты» Унни Страуме , «Через пень-колоду» Евы Исаксен и другие картины.

Современное норвежское кино также регулярно демонстрируется на Каннском кинофестивале и выдвигается на Оскар. Среди известных норвежских режиссеров авторы фильмов «Эллинг» — Петтер Нэсс, «Одна ночь в МакКуле» — Харальд Эварт и «Бессонница» — Эрик Скьолдбьярг. Бент Хамер представил на том же фестивале художественный фильм «Кухонные байки», который выиграл приз за успех в Европе.

Норвежские короткометражные фильмы также успешно участвуют на фестивалях по всему миру.

Судя по тому, что на кинофестиваль Тромсё было представлено более 200 фильмов, норвежское кино и сегодня переживает расцвет. Среди фильмов, отобранных для показа в Санкт-Петербурге – мистический, в некоторой степени шаманский и удивительно добрый фильм о девочке «Где ты?» (Gos Leat Don?) режиссера Эгиля Педерсена (Egil Pedersen). Фильм завораживает красотой зимних северных пейзажей. То ли сказка, то ли притча, то ли легенда о сущностях, которых мы не видим, потому что не умеем смотреть. Но вот, дети их могут не только увидеть, но и победить. Несколько пугающий до мурашек по коже, но тем не менее светлый фильм вдохновлен музыкой норвежского исполнителя MÅSØ, который смешивает электронный бит и традиционный саамский йойк.

До начала сеанса режиссер Тор Бренне представил свой фильм «Рестрикторама». Главная героиня Хейди снимает на видеокамеру драму, происходящую в ее семье. Как пояснил после сеанса режиссер короткометражного фильма, эта работа во многом автобиографична. Ему подарили камеру, когда ему было 15 лет. Сначала он снимал скейтбордистов, а потом тайком свою семью. Хейди – это его отражение. Она занимается саморазрушением, когда начинает понимать, что ее мир не так стабилен, как ей хотелось бы. Сложные взаимоотношения родителей, властная мать и слабохарактерный отец, смещение ролей в семье и общий дисбаланс в жизни подростка приводят к тому, что девочка прячется от мира за объективом камеры, как в свое время Тор Бренне. И все к лучшему, потому что благодаря этому событию зрители смогли посмотреть его замечательный фильм.

Третья короткометражная работа — «Контроль» Хеннинга Розенлунда (Henning Rosenlund) рассказывает о девушке Тине, которая настолько хочет контролировать свою жизнь, что начинает снимать себя на камеру. Влияние социальных сетей, блогов и постоянного «наблюдения за наблюдающим» приводят к тому, что мир меняется. Кто-то может спокойно относиться к тому, что его персона вызывает повышенный интерес, а кому-то для этого нужно увидеть себя не только в зеркале, но и на экране монитора. Нарциссизм девушки приводит к тому, что она теряет близких людей, но он же ее и защищает от слишком глубоких переживаний на данную тему. И если в «Рестриктораме» героиня следит за родителями, то здесь героиня следит исключительно за собой. Кстати, именно этот фильм больше всего понравился Тору Бренне на фестивале. Мотив наблюдения не нов в норвежском кино. Например, в упомянутом ранее довольно известном норвежском фильме «Кухонные байки» видео не снимается, но вот наблюдатели есть. В этой комедии 2003 г. ученый в течение всего фильма следит из угла за перемещениями мужчины по кухне.

Далее зрители увидели удивительно нежную, яркую и добрую анимационную сказочную историю в декорациях Северо-Норвежского стимпанка «Правда Севера» Симена Ниланда (Simen Nyland). У капитана подводной лодки ломается волшебный компас. Он отдает его девушке-механику. Море для норвежцев – обычная среда. Не просто так самый первый норвежский фильм назывался «Опасности рыбацкой жизни». Как после сеанса отметил продюсер фестиваля Игорь Шайтанов, в каждой семье есть папа или дедушка, или какой-то другой родственник, который однажды не вернулся из плавания. Но мультфильм получился не столько грустным, сколько нежным и романтичным.

Далее из сказки на землю зрителей вернул документальный мотивационный фильм шведского режиссера Рагнара Брагасона (Ragnar Bragason). В своем фильме «Совершенное тело» он исследовал зависимость человеческого успеха от физической формы, на примере юных атлетов маленького шведского городка. Пока спортсмены набирали массу и удовлетворенно пыхтели, зрители слушали притчу о том, что к успеху нужно стремиться также, как к глотку воздуха в том случае, если вашу голову держат под водой. Только так, а никак не иначе можно получить такое тело, что можно будет им похвастаться перед собратьями по спортивному цеху. В этом позитивном и жизнеутверждающем фильме молодые люди любовались на себя в зеркало, трогали друг друга за икры и обсуждали достоинства друг друга.

От современных викингов к древней скандинавской мифологии! Возможно, грядущее убийство Фенриром Одина во время Рагнарёка навело режиссеров последней картины на идею. Иначе невероятно сложно логически объяснить эту внезапную жестокость, мстительность и кровожадность, внезапно возникшие у таких обычно хладнокровных и уравновешенных северян.

Заключительным фильмом стала короткометражная работа дуэта норвежских режиссеров Александра Норааса и Халлварда Холмена (Aleksander Noraas & Hallvard Holmen) «Пес». Среди нежно-зеленой идиллии на велосипеде появляется маленькая девочка в белом платье с ангельским невинным взглядом, на поверку оказавшаяся настоящим Локи, спустившимся из Асгарда. Девочка рассказывает незнакомцу, что его любимую собачку пристрелил сосед. Тот решает немедленно расквитаться за смерть своего домашнего питомца. Дуэль оказывается фатальной. И даже приглашение на чашечку кофе не спасает от вендетты.

Короткометражные работы целенаправленно собраны в тематический альманах, который рассказывает одну общую историю о попытке решить проблему внутреннего и внешнего давления с помощью камеры или оружия. Так, организаторы назвали этот цикл фильмов – “Shoot me as I am” или «Убей меня ярко».

Об убийстве организаторы просят исключительно ради образности слога. Ради нее же они перед показом пытались убедить зрителей в том, что в представленных короткометражных фильмах будет много «тьмы» и драмы, и мало юмора. На самом деле юмора, доброты и света в этих работах было гораздо больше. Так что убивать никого точно не стоит, особенно руководствуясь подстрекательством Локи, а стоит снимать хорошее кино и смотреть короткометражные шедевры Tromsø International Film Festival, которые, будем надеяться, нам привезут и в следующем году.

Текст: Инна Зайцева

Фотографии из открытого доступа

comments powered by HyperComments