You are here
Home > Кино > Короткометражная анимация как вседозволенность

Короткометражная анимация как вседозволенность

12 апреля на новой сцене Александринки состоялся показ анимационных короткометражек, номинированных на премию «Оскар» в 2017 году. Кроме пяти номинантов шорт-листа, были три дополнительных работы, не попавшие в финал, но очень органично дополняющие атмосферу вечера.

Премия киноакадемии по праву считается самой почётной мировой наградой, однако многие российские и зарубежные мультипликаторы сходятся во мнении, что необычная номинация — «лучший короткометражный анимационный фильм»- ещё не до конца обосновалась на своём месте. И хотя количество участников растёт (в этом году их было около семидесяти), не существует специальной комиссии, которая специализируется на мультипликации, и победителя выбирает тот же состав киноакадемиков, что и в игровом кино. А между тем эта область искусства отличается своей абсолютной вседозволенностью, в ней не отсутствуют рамки, которые бы ограничивали творца, будь то рамки сюжета произведения или его визуальной составляющей. Именно поэтому анимационная короткометражка и считается «недооценённым бриллиантом» в мультимедийных видах искусства.

Удивительное воздействие оказывает этот жанр на зрителя, в чём убедился каждый, кто присутствовал в тот вечер в Александринке. Атмосфера была особенной — с одной стороны, показ сопровождала деликатность и уважение к жанру со стороны публики, с другой — дружелюбие и позитив наполняли зал. Каждый из зрителей понимал, что только здесь за пять минут можно полностью изменить своё отношение к жизни, и многих эта участь не обошла стороной.

Сложно говорить о том, какую цель преследовали организаторы, показывая картины в определённом порядке, ведь в этом году шорт-лист заняли настолько серьёзные и философские работы, что нарастания напряжения как будто бы и не было, каждая короткометражка затрагивала свои аспекты бытия, и оставляла серьёзную почву для размышлений. Открыла показ «Жемчужина» Патрика Осборна, лауреата премии «Оскар», который в этом году представил зрителям историю девочки Сары и её отца, которые путешествуют на своём автомобиле. Сара растёт и мир вокруг неё меняется, и всё это происходит на глазах у зрителя в течение всего лишь пяти минут. Особенностью является сотрудничество Осборна с Гугл, и его сервисом, позволяющим погружаться в историю, как в виртуальную реальность. Далее следовала картина «Одолженное время», сделанная художниками студии Pixar. Этот трагический анимационный вестерн стал самым популярным мультфильмом, набрав более 8 миллионов просмотров.

Канада — один из самый серьёзных конкурентов в анимационных жанрах, представила целых три работы. «Слепая Вайша» Теодора Ушева, выполненная в экспрессионистском стиле мультипликация, а которой учтены все тонкости линогравюры. Несмотря на сложный художественный подход — тема довольно проста для восприятия, девочка Вайша видит одним глазом будущее, а другим прошлое, и мечта её жизни — увидеть настоящее. Другое канадское творение – «Голова исчезает» Франка Диона, является очень личной историей. История иллюстрирует потерю рассудка в старости, каким её видит режиссёр, имевший опыт ухода за пожилыми людьми. И очень ценно, что эта работа попала в шорт-лист, привлекая внимание аудитории к деликатной проблеме.

Ещё одна канадская короткометражка «Грушевый Сидр и сигареты» Роба Уолли, наверное, самый обсуждаемый проект в этом году. Продолжительностью 35 минут (ограничение для короткого метра -40 минут), он занимает довольно много времени, и оставляет особенно глубокий след в сознании зрителя. Роб Уолли — авторитет в своём жанре, заложил в основу очень спорный сюжет, о саморазрушении человека под влиянием алкоголя, о субъективном отношении к жизни. Особенность картины в том, что режиссеру как будто нет дела до мнения зрителя, и поэтому лента вычурно индивидуальна, экстравагантна, с идеально проработанной стилистикой и деталями.

Завершил показ лауреат «Оскара» этого года, милый и красивый мультик «Песочник», от студии Pixar, которые в очередной раз доказали, что качество визуального ряда может стать решающим фактором для победы.

Короткометражное кино, особенно анимация — это кардинально новый подход к целям и способам подачи сюжетов, историй, это молодой, свободный от стандартов и рамок принцип искусства, знакомство с которым откроет новый необъятный мир для любителей фильмов.

Текст: Виктория Попова

Фотографии из открытого доступа

comments powered by HyperComments