You are here
Home > Кино > «Русские евреи» Леонида Парфенова: невозможное невозможно

«Русские евреи» Леонида Парфенова: невозможное невозможно

Леонид Парфенов, живой классик и многостаночник от журналистики, на днях представил публике вторую часть своего нового крупного проекта «Русские евреи». Премьера состоялась 25 марта в Кино&Театре «Англетер» и собрала полный зал желающих ознакомиться с продолжением рассказа о судьбе и роли евреев в истории нашей страны. Показ предварила краткая авторская речь, а затем свет погас, и без малого два часа зрители были увлечены ярким и красочным зрелищем.

 

Парфенов взялся за более чем непростое дело – рассказать о годах так называемой юдофилии, то есть благосклонности к евреям, на фоне фатальных и трагических исторических событий. Все начинается с 1918 года, когда страна вовлекается в водоворот гражданской войны, и себя активно проявляют такие деятели, как Троцкий, Свердлов и прочие. Парфенов рассказывает об их пути в революцию и отказа от семьи и корней. Уделено внимание и красному террору, и расстрелу царской семьи. О горьких и трагических моментах автор повествует, старясь соблюдать максимальную осторожность и выбранную дистанцию. Он не за «белых» и не за «красных». Парфенову удается соблюсти известный нейтралитет. И даже в такой острой и проблемной теме он умудряется проявить свой фирменный стиль, сделать акцент на то, что, казалось бы, находится на заднем плане. К примеру, рассказывая о Свердлове, автор не забывает упомянуть, что Яков Михайлович фактически является законодателем революционной моды – популярность знаменитой кожанки — его рук дело. Страшные тридцатые выводят на историческую авансцену иных деятелей: Ягоду, Кагановича, но еврейский вектор в политике сохраняется. Касается Парфенов в своем рассказе и создания ГУЛАГа, и смены внешне- и внутриполитического курса, повороту к радикальному антисемитизму после сближения с нацистской Германией, и не забывает также упомянуть о покушении на старика Троцкого.

 

Но, кажется, Леониду Парфенову интереснее и приятнее рассказывать о деятелях искусства, нежели о членах ЦИК. Гордость нашей страны, великие представители культуры, золотые имена. Подробнейший рассказ о Марке Шагале (и тут автор не отказывает себе в удовольствии взобраться на крышу дома, где прошло детство гения!), хорошо всем известная история о судьбе Лили Брик Люди, которыми мы гордимся и по сей день: Дзига Вертов, Сергей Эйзенштейн, Григорий Козинцев, Александр Зархи, Иосиф Хейфиц — кинематограф; Исаак Дунаевский, Матвей Блантер — музыка; Валентин Катаев, Илья Ильф и Евгений Петров, Юрий Олеша, Эдуард Багрицкий, Исаак Бабель — литература. Нельзя не заметить, конечно, что Парфенов позволяет себе роскошь особо отметить некоторых персонажей. Так, Леониду Утесову и Исааку Бабелю он уделяет гораздо больше экранного времени и авторского внимания, чем, скажем Фаине Раневской.

При всех явных плюсах, достоинствах и прелестях новой авторской работы Леонида Парфенова глаз несколько мозолят небольшая затянутость фильма, а также отсутствие в нем некоторых не менее достойных деятелей (так, великие Самуил Маршак и Лев Кассиль оказываются за бортом этого корабля). Непросто, никак, нельзя, невозможно уместить все исторические события и биографии великих людей в одну серию, даже если и длится она свыше двух часов. Приходится идти на неминуемые жертвы, снижая тем самым достоинство картины. Зато в «Русских евреях» нет ни какой-либо идеологии, ни уж тем более пропаганды. И вот за это Леониду Парфенову – отдельное спасибо.

Текст: Марина Константинова

Фотографии из открытого доступа

comments powered by HyperComments