You are here
Home > Около > Путешествие во времени и в пространстве

Путешествие во времени и в пространстве

10 марта в Московском Музее Современного Искусства, что на Тверском бульваре, состоялось открытие персональной выставки самого рок-н-ролльного российского фотографа Игоря Верещагина «Given&Stolen» («Подаренное и украденное»).

«Если я снимаю, и меня не замечают, это значит, что я ворую чей-то образ, а если смотрят, видят, что я фотографирую, значит, мне его дарят. У меня есть такой снимок: в метро сидят три старушки, спят. И между ними – мой внук, который смотрит прямо в объектив. Получается, подаренное и украденное, given и stolen», –поясняет рок-фотограф.

Широкое пространство MMOMA с каждой минутой сужалось, в помещении становилось тесно и душно. Неудивительно, в этот день собралось около 700 человек, среди них – более 60 журналистов и специальных гостей.

Торжественное открытие выставки, проходящей в рамках Х московского международного фестиваля «Мода и стиль в фотографии 2017», началось с речи искусствоведа, директора «Мультимедиа Арт Музея» (Московского дома фотографии) Ольги Свибловой: «В этом году мы говорим о 80-х. Тема этого биеннале «Ветер времени». Нам интересно, как фотография ловит время, как она его аккумулирует, как она его абстрагирует. В наших жестах, в наших выражениях лиц, в том, как мы одеты, и в том, что нас окружает. Мне интересны бунтари, мне интересны люди, которые выбиваются из стаи».

Первый этаж MMOMA заполняют работы двух других выдающихся фотографов – Мити Лейкина под общим названием «Сидя на красивом холме» и Сергея Куксина – «Портрет вне времени». Второй этаж, разделенный на два зала, полностью посвящен фотокартинам «летописца рок-н-ролла» Игоря Верещагина.

«Мне кажется, что сегодня этот проект на троих – это дивный корабль, который плывет в правильном направлении», – добавляет Ольга Львовна. «80-е для России – это время, когда брежневский режим окончательно дряхлеет. В воздухе веет запахом грядущей перестройки. Это окошечко свободы каждый день по чуть-чуть открывалось. И процессы, которые были в Москве и Санкт-Петербурге, дивно ухватил Игорь Мухин, а происходящее в российских отдаленных местах точно передал в своих фотографиях Митя Лейкин».

Ольга Свиблова призналась, что поймать и одухотворить повседневную жизнь, как это сделал Игорь Верещагин, это настоящий дар!

А когда она познакомилась с работами Сергея Куксина, она была поражена: «Я увидела фантастической глубины портретную съемку. Казалось бы, с помощью простого черно-белого портрета сегодня ничего нельзя открыть. Кроме того, там персонажи, которых уже столько раз снимали, что даже я, человек, у которого нет памяти на лица, узнаю их. Но там было что-то совершенно другое».

Игорь был краток и просто поблагодарил всех пришедших на такое значимое для него событие, Сергей же признался: «Конечно, это интересно – увидеть фотографии вживую, то есть не через экран, как мы все уже привыкли. Это как личное общение – ты видишь глаза, ты видишь эмоции. Собственно, вся прелесть того, что заключается в портрете – это поймать мгновение секунды, когда человек похож на самого себя. Именно этого мы и пытаемся достигнуть».

Ольга Свиблова добавила: «Фотография живет в печати. Выставка – это возможность увидеть историю. Из одних и тех же работ можно построить совершенно разные истории. Вот, например, выставка Игоря в разных залах с разным типом презентаций живет совершенно по-разному. И я бы никогда не увидела этого через экран».

Игорь начал снимать еще со школьной скамьи и за всю жизнь в его руках побывало больше 80 фотоаппаратов! Он настолько влюблен в свое дело, что даже на выставке, посвященной его работам, не выпускал из рук камеру и нацеливал объектив на гостей. «Если вы увидите меня без фотоаппарата, вероятно, вы ошиблись. Это будет просто очень похожий на меня человек», – признается рок-фотограф.

Поднявшись по лестнице на второй этаж, вы оказываетесь со всех сторон окруженными черно-белыми снимками разных годов и разных стран. Границы пространства и времени расплываются, десятилетия соединяются в одной точке мира. Советский авангард, битва за коммунизм, московская подземка, антиутопический вид старой Москвы делят белый зал пополам с европейским метро, с новой Москвой, с современной молодежью.

Самый старый снимок, представленный на выставке, называется «Наш оркестр» и относится к 1972 году. А самая любимая фотография Игоря – это фото его дочери, стоящей под трубой.

Монохромная палитра позволяет фотографиям обрести бессмертие. «Когда делаешь черно-белые кадры, исчезает сиюминутность. Мне хотелось соединить времена, начиная с 70-х и заканчивая нашим временем. Такие фотографии акцентируют внимание на сюжет, нет отвлечения на цвет. Конечно же, цвет бывает хорош, когда есть задача показать именно его», – комментирует Игорь Верещагин.

Перемещаемся из белого зала, посвященного уличной съемке, в черный зал, где царит дух рок-н-ролла.

В одном месте собрались гиганты отечественной и зарубежной рок-сцены: один из ярчайших представителей блюзового направления в российском роке Евгений Маргулис; британский гитарист-виртуоз Джон Маклафлин; один из родоначальников русской рок-музыки Борис Гребенщиков; гуру альтернативного рока, вечно молодой и экстравагантный Игги Поп; один из «патриархов» британского блюз-рока Джон Мейолл; одна из самых успешных и влиятельных групп в истории рока The Rolling Stones, прилетевших на свой первый концерт в Москве; американский рок-музыкант Чак Берри с маленькой поклонницей; «девочка-скандал» Земфира; советская и российская рок-группа Time Out.

Все эти большие фотокартины, идущие друг за другом, подписаны белым мелом на черной стене.

По левую руку можно увидеть фотографии меньших размеров, но не меньшей значимости. Там можно встретить Михаила Козырева, Элиса Купера, Шуру Би-2, Илью Лагутенко, Гарика Сукачева, Андрея Макаревича и многих других.

«Подаренное и украденное» – это настоящее путешествие во времени и в пространстве, это рок-н-ролльная тропа, соединяющая поколения разных стран.

Выставка продлится до 16 апреля. Также в апреле выйдет книга с фотографиями Игоря Верещагина, которая так и будет называться – «Подаренное и украденное». В нее войдет большинство снимков, представленных на просторах московского музея современного искусства.
Автор: Наталия Кочановская

comments powered by HyperComments