Вы здесь
Главная > Музыка > Михаил Гантварг: Скрипичных дел мастер

Михаил Гантварг: Скрипичных дел мастер

Волшебница скрипка, люблю голос твой,
Он плачет, смеётся, ты пой скрипка, пой!
Осип Мандельштам

 26 марта Дворец Белосельских-Белозерских утопал в цветах — в честь  прославленного скрипача, народного артиста России Михаила Гантварга. По случаю его недавно прошедшего дня рождения был дан концерт Государственного академического симфонического оркестра Санкт-Петербурга под управлением Александра Титова.

Личность Михаила Гантварга для города — краеугольная. Благодаря ему в Петербурге звучат мелодии Камерного ансамбля «Солисты Санкт-Петербурга», а в период с 2011–2015 гг. Гантварг занимал пост ректора Санкт-Петербургской государственной консерватории. Карта гастрольной деятельности маэстро охватывает США, Испанию, Германию, Францию, Италию.

Открылось первое отделение произведением Антонио Вивальди «Концерт для двух скрипок № 8 ля минор». В его исполнении поучаствовали сам юбиляр и его ученик Чингиз Османов, первая скрипка ГАСО и основатель коллектива «Симфониетта Санкт-Петербург». Чингиз с успехом гастролирует по всему миру, знакомя зрителей с петербургской скрипичной школой. Исполненное учителем и учеником произведение из цикла Вивальди «Гармонические вдохновения» поражает красотой звучания, лёгкостью и изящностью исполнения.

Было очень интересно наблюдать за взаимодействием Османова и Гантварга на сцене. С уважением кивал Чингиз своему учителю, а тот с гордостью смотрел на своего талантливого ученика. Особенно эффектно в полной тишине звучали скрипки без аккомпанемента: тончайшие нюансы, темпераментные переходы, выверенные аккорды. В сравнении с дирижёром Александром Титовым, который пылал на сцене, дирижируя буквально всем телом, Михаил Ханонович будто сдерживал накал страстей и только изредка, близясь к апогею произведения, позволял себе яростно взмахнуть головой, нетерпеливо переступить  с ноги на ногу и снова раствориться в музыке.

Одухотворенному настроению итальянского композитора вторил Феликс Мендельсон и его «Концерт для скрипки ми минор» — одно из первых романтических сочинений, настоящая музыка для души, дарящая неземное удовольствие и безмятежность.

Во втором отделении концерта царил Иоганнес Брамс (Симфония №2 ре мажор). Это трагическое произведение немецкого композитора — не самое популярное в силу сложности исполнения. Щемящая симфония захватывает и не отпускает, даря тонкое наслаждение музыкальным гурманам.

Перед антрактом между отделениями слово взял председатель правительственного комитета по культуре Петербурга Константин Сухенко. Он от всей души поздравил юбиляра, поблагодарив за неоценимый вклад в искусство и просвещённость Северной столицы. По словам Сухенко, за всю жизнь он ни разу до этого вечера не наблюдал оваций после первого произведения. Глава комитета культуры вручил имениннику роскошную корзину цветов, которая присоединилась к огромному количеству букетов на сцене. Поклонники буквально завалили Гантварга цветами. Розы, тюльпаны, орхидеи… Воздух наполнился благоухающими ароматами цветов. Отрадно, кстати, что среди зрителей, пришедших на концерт, было много людей пожилого возраста с детьми – прививать вкус и развивать чувство прекрасного обязательно нужно с детства.

Трудно поверить, что Гантварг в этом году справил 70-летний юбилей — такая энергия, драйв, жизнелюбие исходят от него, такая любовь к зрителю и своему делу. Скрипка в его руках оживает! До сих пор не существует аппаратуры, которая могла бы синтезировать её звучание: этот изящный инструмент может звучать лишь в руках истинного мастера!

Наталья Стародубцева

comments powered by HyperComments