You are here
Home > Театр > Ефремов, которого мы заслужили

Ефремов, которого мы заслужили

Творческий вечер Михаила Ефрема состоялся 18 февраля в петербургском ДК Ленсовета.

У входа в ДК огромная толпа. Пришедшие на творческий вечер люди вынуждены протискиваться в наполовину открытую дверь, спасаясь от февральской стужи. Дальше — узкая кишка коридора: когда-то просторный холл заполнен какими-то ларьками. Пожилая женщина не выдерживает и обращается к охраннику: «Молодой человек! Вы зачем Ходынку тут устроили?…Вы хоть знаете, что такое Ходынка?!» «Не представляю», — отвечает охранник.

Наконец все препятствия преодолены. В зале, кажется, ни одного свободного места, поклонники Михаила Ефремова сидят на ступеньках, стоят вдоль стен – сегодня полный sold out! Артист появляется на сцене в простом строгом костюме, при галстуке. Декорации самые скромные: стол, стул, за спиной актера на большом экране афиша концерта «Хороший, плохой, злой».

Анонс концерта обещал нам «балаган, разбавленный откровенными сплетнями про себя, родителей, друзей, учителей, жен, детей, друзей, собутыльников, врагов и политиков». Анонс не соврал.

Первая часть концерта была посвящена детству Ефремова. Артист откровенно признался, что многому обязан своим происхождением. Он родился в семье актера и режиссера Олега Ефремова. Связи и влияние отца  позволили ему не только добиться успеха в жизни, но и избежать  многих неприятностей. К примеру, вместо того, чтобы попасть в тюрьму, он был отправлен в армию, от пребывания в которой у него остались самые приятные впечатления.

Но, пожалуй, самым запоминающимся эпизодом, стал рассказ Ефремова об обстоятельствах его знакомства с Лией Меджидовной Ахеджаковой. Представьте: Ефремову 13, полгода он проводит на съемках в Ялте с другими ребятами, среди них есть и старшие товарищи, которым уже отпускают в магазинах спиртные напитки, которыми, конечно, балуется вся ватага. В Ялту приезжает молодая Лия Ахеджакова, которая только поступила в театр Современник, где художественным руководителем был папа юного Ефремова. Повстречав юного Ефремова Лия Меджидовна немедленно позвонила его матери, актрисе Алле Покровской: «Алла Борисовна, здравствуйте, это Лия Ахеджакова вас беспокоит, я только поступила в ваш театр…», — какая вежливая девушка, подумала Алла Борисовна, только поступила в театр, а уже всех обзванивает, представляется. «Я звоню насчет вашего сына! Вы в курсе, что он на съемках?» «Конечно, в курсе», – ответила Алла Борисовна. « А в чем, собственно, дело?» «Ни в чем», – ответила Лия Меджидовна, «но вам лучше приехать». Покровская стремительно вылетела на съемки и поселилась в гостинице «Ялта» вместе с сыном. Несколько дней спустя к ним в гости пришла Ахеджакова. Миша Ефремов, одетый с иголочки и причесанный волосинка к волосинке с невиннейшим видом читал книжку. «Великий артист растет!», – сказала тогда Ахеджакова.

Воспоминания Ефремова перемежались демонстрацией отрывков из кинофильмов, в которых ему довелось сниматься. «Лучше роли у меня не было и не будет!», — с ностальгией признался артист после сцены из фильма «Когда я стану великаном», где он сыграл хулигана Петю Копейкина — советского Сирано де Бержерака. И действительно, юный хулиган Ефремов невероятно органично смотрится на экране, к тому же в этом фильме ему довелось сыграть вместе с отцом.

Обещанный балаган начался ближе к концу вечера. Ефремов обратился к нашумевшему проекту «Гражданин Поэт» и прочел несколько неизменно злободневных стихотворений Дмитрия Быкова. Надо признать, что стихотворения были выбраны не самые «острые», а, скорее, «клюквенные». Ефремов вышел на сцену в костюме Обеликса, пародируя Депардье: «Братва! К вам обращается мсье Жерар. Я полючиль недавно, типа, в дар квартиру на окраине Руси. Гранмерси!», — напел актер на мотив «À toi» Джо Дассена. Также прозвучала пародия на стихотворение Александра Трифоновича Твардовского «Ленин и печник» — «Путин и мужик»:

«В сапогах, в потертой блузе,
С бодуна, во всей красе,
Шел мужик по кукурузе,
По несжатой полосе.

Пиджачок торчал кургузо,
Из цигарки шел дымок…
Думал: «Вот же! Кукуруза!».
Думать дальше он не мог.

Вдруг зарявкали моторы,
Подошел комбайнов строй,
А в комбайне – тот, который!
А в соседнем – тот, второй!

В куртках фирменной расцветки,
В окруженье поселян,
И в руках у них ракетки,
И у каждого волан.

Неприступный, как гостайна,
И стремительный, как вжик,
Путин вышел из комбайна!
Путин! Тут и сел мужик.

Вышел, солнцем осиянен,
Наступил в родную слизь…
— Что, трясешься, россиянин?
Это правильно, трясись…» и т.д.

Каждое стихотворение предварял видеоряд из теленовостей, а Ефремов описывал предысторию создания того или иного стиха. Серьезные произведения, такие как стихотворение «На смерть полковника Буданова», стилизованное под «Я убит подо Ржевом» Александра Твардовского,  сменялись анекдотическими историями, вроде того случая с метанием коровяка, организованным Пермским министром, описанным уже в рамках проекта «Господин хороший» Андреем Орлушей Орловым. Закончил вечер Михаил Олегович стихотворением Игоря Северянина. Михаил Ефремов, несомненно, любимый публикой артист, что в очередной раз подтвердил полный зал счастливых поклонников.

Текст и фото: Александр Шек

comments powered by HyperComments