Двадцать четыре в одном.

Иногда мало просто посмотреть хороший фильм, хочется обсудить его с профессионалами, а не искать в интернете ответы на интересующие вопросы, которых там может и не быть. И жители Москвы получили такую возможность, если 17 марта пришли на специальный показ картины «Сплит», который проводили кинокритик Антон Долин и психолог Татьяна Салахиева в кинотеатре «КАРО 11 Октябрь». Они поделились своими мнениями о фильме, выделили интересные моменты, подробнее рассказали о метафорах, которые встречаются в ленте и о самом заболевании DID (диссоциативное расстройство идентичности), которым страдал главный герой «Сплита». Ещё до начала показа Антон Долин сказал, что М. Найт Шьямалан – человек, которому не надо давать денег. И он прав. Мало кто оценил «После нашей эры», снятого за 130 миллионов долларов, или «Повелителя стихий», обошедшегося студии в 150 миллионов. Кассовые провалы этих картин и награды за худшие фильмы года тонко намекнули продюсерам, что Шьямалан исчерпал лимит доверия, который получил за блестящие «Шестое чувство», «Неуязвимого» и «Таинственный лес». После такого реабилитироваться было сложно, но режиссёр выпустил на экраны «Визит». Он стоил всего лишь пять миллионов, что позволило быстро окупить бюджет и принести огромную прибыль. Лента не сказала ничего нового в уже умирающем жанре случайно найденных плёнок, но была хорошо поставлена, разыграна, обладала пугающими моментами и фирменным для М. Найта финальным твистом. Умение за небольшие деньги снимать картины, которые окупаются в несколько раз сейчас очень кстати. Да, большие студии постоянно вкладываются в громкие проекты, но каждый раз есть риск, что очередной блокбастер провалится в прокате, а продюсеры понесут огромные убытки. Зато если бы провалился «Визит» никто бы ничего не потерял. Но фильм заработал почти сто миллионов, поэтому режиссёру были даны ещё девять на съёмку ленты о человеке с диссоциативным расстройством идентичности. Главный герой фильма – Кевин, в котором уживаются 23 личности. Многие из них вполне безобидные, каждая имеет своё увлечение и характер, но три – это фанатики, верящие, что скоро миру явится 24 воплощение, имя которому Зверь. Под их влиянием Кевин вынужден похитить трёх девушек. И их планируют принести Зверю в жертву. К самому заболеванию многие психиатры относятся скептически, в России люди, болеющие данным расстройством, относятся к шизофреникам, хотя это абсолютно разные диагнозы. В кино эта тема тоже недостаточно изучена. Несколько лет назад ходили слухи, что в Голливуде запускается экранизация истории про самого известного человека с данным расстройством – Билли Миллигана. Главную роль пророчили Леонардо ДиКаприо. Но дальше проект не пошёл. Конечно, достаточно часто снимаются ленты о раздвоении личности. Многие из таких уже картин стали культовыми. Самый яркий пример – «Бойцовский клуб», где в финале выяснялось, что Рассказчик и таинственный Тайлер Дёрден – один и тот же человек. Ещё были «Тайное окно», «Первобытный страх» (немного пугает тяга Эдварда Нортона к подобным ролям), «Сердце ангела». Снимали средние «Идентификацию» и «Палату», где главные герои расщеплялись на более, чем две составляющие, но на 23 личности никто не замахивался. Тем интереснее выглядит фильм Шьямалана. Он, подробно изучивший заболевание, о котором готовил картину, постоянно упоминает споры психиатров в ленте. Ведь многие действительно уверенны, что пациенты с данным диагнозом лишь притворяются. В «Сплите» лечащий врач Кевина почти всё своё экранное время общается с другими докторами, доказывая им, что DID реален. Для Кевина этот вопрос тоже очень важен. Причина, по которой он доверился своему психиатру, заключалась в том, что она ему поверила. Джеймс Макэвой ранее играл персонажа, страдающего диссоциативным расстройством личности в фильме «Грязь». Тогда он блестяще справился с ролью. И для всех, кто хотя бы немного знаком с творчеством актёра, было очевидно, что и в «Сплите» он будет абсолютно убедителен. В этом кино без театральных переодеваний или кривляний он за секунды перевоплощался из ребёнка во властную женщину. А когда на арену вышел Кевин, то в картине появилось то необходимое, чтобы не быть однобокой, сочувствие к герою. Хотя сцена длилась совсем недолго, она стала одной из запоминающихся во всём фильме. Зрители мгновенно прочувствовали персонажа, если они и испытывали к нему ненависть, то после поняли, что Кевин – нормальный человек, которому приходится нести ответственность не за свои поступки. Достойно на фоне Макэвоя смотрится вчерашняя дебютантка Аня Тейлор-Джой. Её Кейси отлично вписывается в ряд героинь, которые не плачут перед видом маньяка, а действуют. Режиссёр медленно раскрывал героиню. Через флешбеки, без лишних натуралистических подробностей, он показывал её историю. Не уводя зрителей в сложные термины, Шьямалан на примере девушки раскрыл психологию жертвы, которая много лет подвергалась насилию. Чтобы по достоинству оценить актёрскую игру необходимы субтитры. К сожалению, наша страна всё ещё дублирует иностранные фильмы и делает это очень плохо. В случае со «Сплитом» нужно слушать именно актёров, а не тех, кто их озвучивает на русский. Потому что та магия, с которой перевоплощался Макэвой, заключается в его голосе. Что отличает хорошего режиссёра от плохого? Первый в отличие от второго никогда не вставит в свой фильм деталь, которая не несёт никакого смысла, а просто красиво смотрится. М. Найт, не смотря на провалы и своеобразный стиль, режиссёр хороший. Своё новое творение он продумал до мелочей, тем интереснее его смотреть. Вы можете просто насладиться отличным триллером, а можете покопаться в отсылках и метафорах. На показе Антон Долин и Татьяна Салахиева подробнее рассказали о многих вещах в этом фильме, но и без помощи профессионалов внимательный зритель найдёт для себя кое-что. К примеру, реверансы в сторону классических лент об экзарациями. Конечно, ни Джеймс Макэвой, ни Аня Тейлор-Джой не получат престижных наград за свою игру, видите ли жанр не слишком серьезный, но они выдали очень мощные преферансы. В этом году другим актёрам придётся постараться, что бы их затмить. М. Найт Шьямалан вырвался со дна и вновь вернулся в первую лигу, напомнив миру, что он талантливый постановщик и сценарист. Невольно радуешься, что история про Билли Миллигана так и не была снята, потому что «Сплит» получился тонким, наполненным черным юмором, безысходным (а последние кадры с главными героями показывают, что ничего хорошего их в будущем не ждёт), абсолютно прекрасным фильмом. Кстати, недавно режиссёр заявил, что снимет продолжение, где Кевин столкнётся с Дэвидом Данном (герой «Неуязвимого»). Правда это или нет, пока не известно, но камео Брюса Уиллиса как бы намекает. Что же, верим, надеемся и ждём. Автор: Анастасия Юрина

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения