Вы здесь
Главная > Театр > Шоу должно продолжаться

Шоу должно продолжаться

В 2016 году 5 сентября Фредди Меркьюри исполнилось бы 70 лет. Петербургский театр Мьюзик-Холл и режиссер Александр Анфёров преподнесли подарок поклонникам творчества музыканта – спектакль «Страсти по Меркьюри». Яркие эпитеты в анонсе вроде «15 лучших хитов исполняются вживую», «точное и проникновенное исполнение музыки», «будут использованы уникальные видео эффекты и голограммы», «неповторимый перфоманс на сцене, который приблизит нас к гению» заинтересуют скорее молодое поколение. Почитателям таланта хватит и одного названия. А просто любопытным, вроде меня, оказалось интересна в равной мере и театральная задумка, и технические чудеса, и музыкальный гений.

Обойдемся без спойлеров и советов. По-честному, спектакль не таков, каким кажется из анонсов и афиш. Но расскажу несколько фактов о том, как пойти и не разочароваться.

Когда слышишь о Меркьюри, о спектакле про Меркьюри, о трибьюте, о чем угодно рядом с этой фамилией – представляешь масштабы не проще стадиона. В этом главное заблуждение, которое заранее стоит оставить. Спектакль Александра Анфёрова получился личным, камерным и театр приглашает в скромный зал «Бельэтаж». Зрители зала оказываются зрителями невольной сцены в будуаре Богини Судьбы и предаются вместе с ней её личным воспоминаниям о Фредди в беседе с Журналистом Гарри Палмером.

Действующих лиц в спектакле можно пересчитать по пальцам и представить каждого – Богиня Судьбы — заслуженная артистка России Инна Бедных — поистине божественна в своей роли. Её маэстро – Александр Гребенщиков, бессменный лидер и автор большинства песен питерской рок-группы «КРОМЕ», участник нескольких кавер-проектов, исполнит большинство композиций и песен в этот вечер «вживую». Журналист Гарри Палмер – актер театра и кино Андрей Чуманов, в детстве мечтавший о карьере рок-музыканта и ныне только пишущий о музыке Меркьюри и похоронивший свои надежды.  После автокатастрофы он попадает в будуар Богини Судьбы, когда-то лично знакомой с Меркьюри. Движение и драйв вносит в постановку Петербургский балет «Импульс» (Сергей Худяков, Ольга Федотовская, Антон Молеваник, Регина Ахметгалиева, Антон Плавский), неоднократно появляющийся на сцене с различными номерами и костюмами, идеи, которых принадлежат хореографу Ольге Черватюк и  художнику — Андрею Маевскому. Грим же для постановки разработан известным петербургским дизайнером-визажистом Алазаром Маевским, основателем проекта Luterone и театральной академии LUTERONE.

Между собой события на сцене связывают 15 «самых забористых, самых отвязных, самых лиричных и искренних композиций Queen времён Фредди». В спектакле звучат «I Want To Break Free», «Mother Love», «Radio Gaga», конечно «Show must go on».

О том, достойна ли манера исполнения  Александра  Гребенщикова, и чем она уступает оригиналу, оставим спорить фанатам. Стоит относиться к этому, как к исполнению кавер-версий (а здесь, Александр Гребенщиков мастер) тогда все встает на свои места. Не будет ярких поз, активных перемещений по сцене, даже особой мимикой исполнение не отличается, однако нельзя не отметить сильный и красивый голос. Особенно выигрышно звучал дуэт Инны и Александра, когда воспоминания Богини Судьбы добрались до Монсеррат Кабалье и песни «Barselona».

Зато забористы, отвязны и искренни номера балета «Импульс». Самый запоминающийся момент спектакля – воспоминания Богини судьбы о вечеринке в гей-клубе, ох эти пляски под «Living on My Own», трудно было усидеть на стуле и не присоединиться!

Автора пьесы, петербургского драматурга Александра Лакмана интересовал вопрос, каким образом гений музыканта и его бессмертная музыка влияют на жизнь простых людей, далеких от блеска сцены, но в тайне, мечтающих искупаться в ее лучах. Именно этот ответ он пытался в пьесе «Страсти по Меркьюри». Режиссер же расставил акценты на биографии руководствуясь собственной, не общепринятой точкой зрения – нелегкое детство вдалеке от родительского дома – всемирная любовь поклонников от президентов до подростков – гомосексуальная ориентация – скромный застенчивый характер – СПИД. Предоставим режиссеру право на его режиссерское мнение, а те, кто пришел неосведомленным, так или иначе, получат представление о культовой фигуре и главных фактах биографии.

Сюжетная линия спектакля предельно проста и понятна: уволенный, брошенный женой журналист попадает в невероятные обстоятельства, которые меняют его отношение к жизни. Идея «Живи сейчас! Будь собой! Не откладывай на завтра!» не нова, но всегда свежа и актуальна 

Осталось сказать о видео эффектах и голограммах. Большую часть времени на трех экранах демонстрируется абстракции, безынтересные и не особенно относящиеся к сюжету. Однако эффектное все же есть. Запоминающегося всего два — танцующая балерина, перемещающаяся между полотнами и смена нарядов Богини судьбы – короткое, но оригинальное и необычное зрелище.

Час пятьдесят минут без антракта. Что в сухом остатке самого важного? В спектакле звучит Великая музыка. Выходишь, напевая и пританцовывая. В хорошем настроении доезжаешь до дома, где ищешь на Youtube «Queen live at Wembley 1986», что-нибудь вроде круглой расчески на роль микрофона, проверяешь, долго ли еще до 23-00 и даешь волю эмоциям. Сложно с точностью определить целевую аудиторию, на которую рассчитывал Александр Анфёров, но если хотя бы у половины зала вечер закончился так – это хороший спектакль.

Текст: Катерина Егорова

Фотографии из открытого доступа 

comments powered by HyperComments