You are here
Home > Анонс > Лев Сморгон. Неконцептуальная выставка

Лев Сморгон. Неконцептуальная выставка

 «Лев Сморгон. Неконцептуальная выставка» откроется 17 февраля в 19 часов в Галерее «Матисс Клуб». На выставке, приуроченной ко дню рождения автора, можно будет увидеть живопись, скульптуру, фарфор, в прямом смысле слова, только вынутый из печи, как работы совсем новые, так и неоднократно выставлявшиеся ранее.

Лев Сморгон родился в Детском селе в 1929 году. В 1952 году окончил факультет декоративно-прикладной скульптуры Ленинградское высшее художественно-промышленного училище (ЛВХПУ), еще не названном именем В.И.Мухиной. В конце 1953 года случайно прочитал заметку об открытии нового фарфорового завода в Апраксином дворе, куда и был принят единственным скульптором.

«Последнюю работу на фарфоровом заводе я сделал в 1961 году.  За это время было сделано совместно с А.В.Дегтяревым шесть работ для массового производства, восемь собственных вещей и несколько работ, не рассчитанных на тираж. В 1955 году  первый раз участвовал в выставке Русского музея. В том же году я стал Кандидатом в Члены Союза художников СССР, а в 57-м стал Членом СХ СССР по секции скульптуры. В 1955 году , работая на фарфоровом заводе,  сделал первую игрушку, причем, как говорит Лев Наумович, плохую.   В игрушке был с 1955 по 1973 год. Параллельно занимался графикой».

Лев Наумович считает, что в дальнейшем именно игрушка дала возможность обрести свой стиль в работе с каменной скульптурой. В 1967 году в Ленинграде состоялась большая Всесоюзная выставка, посвященная 50-летию советской власти. Именно на этой выставке произошла  встреча с  Владимиром Петровичем Волковым, оказавшая большое влияние на Льва Сморгона как художника.

Первую каменную скульптуру сделал в 1969 году. «Интересно то, что до встречи с Волковым был довольно знаменитым художником. Обо мне писали статьи, я был Членом Художественного Совета и т.д. После кризиса, я стал терять известность и уже лет через пять обо мне все забыли за исключением того круга художников-единомышленников, с которыми я продолжал общаться. Необходимо сказать еще об одном очень важно для меня моменте. Волков говорил: «В художнике нет разделения на виды искусства. Художник – это не мастер определенного вида искусства. Художник – это накопленное Богом данное. Материал не имеет значения». А я всегда интересовался различными материалами и технологиями. И мне это очень близко по характеру».

И сегодня Лев Наумович Сморгон говорит, что не только материал, но и вид искусства не имеет значения. Именно поэтому он делает выставку вне концепции и показывает работы разных лет и разных видов. Автор предлагает посмотреть туда отсюда. Новые же работы  — это взгляд оттуда сюда, это то, что получилось сейчас, исходя из накопленного жизненного опыта. «Не путать с мастерством» —  говорит Сморгон. Одним словом, на выставке мы увидим некоторые работы из разных периодов, разных материалов и разных видов искусства.

Лев Сморгон является неоднократным  участником художественных выставок Санкт-Петербурга, а так же участвовал в выставках в Москве, Киеве, Остенде, Праге, Пловдиве, Загребе, Стокгольме, Нью-Йорке, Осло и других городах.

Произведения художника представлены в собраниях  Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Театрального музея (Санкт-Петербург), Музея кукол (Санкт-Петербург), Пермской государственной художественной галереи, Красноярской картинной галереи, Архангельской государственной галереи и др.

Гранитная скульптура «Венера» изготовлена и стоит в Дании в г. Браменге.  Одна из скульптурных работ «Стоящая» хранится в Университете г. Осло, в шведском «Work-shop» изготовлена и хранится скульптура «Авраам» (Abraham),  в   CorCoran Gallery of Art (Вашингтон) находятся две скульптурные работы  из бронзы – фигура и портрет Марины Цветаевой.

Лев Сморгон является автором скульптурной композиции «Женщинам-бойцам местной ПВО блокадного Ленинграда» на Кронверкской улице (Санкт-Петербург),  мемориальной доски спортивному комментатору Виктору Набутову на Пушкинской улице (Санкт-Петербург),  мемориальной доски вратарю «Зенита» Леониду Иванову на Кузнецовской улице (Санкт-Петербург), надгробного памятника Виктору Кривулину на Смоленском кладбище (Санкт-Петербург), надгробного памятника профессору  Ленинградской Консерватории Илье Мусину  в музее-некрополе  «Литераторские  мостки»  (Санкт-Петербург), скульптурной композиции у Театра Буфф (Санкт-Петербург) «Здравствуйте!» (2014 г.) и «Добро пожаловать» (2016 г.).

В последнее время работает преимущественно с бронзой. Занимается живописью. Вернулся к фарфору. Пишет рассказы. Недавно вышли в свет три его книги — «Почему я не стал сапожником» (Издательство «БорейАрт», 2014 г.) и «О Евгении Ротенберге» ( Издательство «Царскосельская коллекция», 2016 г.), «Лев Сморгон. Игрушки» (Издательство «БорейАрт», 2016 г.).

Где: Art-gallery Matiss club, Никольская пл. д. 6, м. Садовая, тел. 5725670

Когда: 17 февраля в 19.00

Текст: Ирина Лебедева

Фото: Александр Шек, Ирина Лебедева

comments powered by HyperComments