Святой Валентин и языческие традиции Древнего Рима

Как известно всем, сегодня - День святого Валентина! День, когда каждый бизнесмен считает своим долгом извлечь максимальную выгоду из истории любви римского легионера, а, может быть, священника, который был влюблен, а, может быть, тайно венчал влюбленных.Доподлинно известно лишь то, что по одной из версий, он посылает любовное письмо дочери своего тюремщика, а, может быть, и не тюремщика, но, вероятно, слепой девушке, и то письмо исцеляет ее. Силой его любви, конечно.Эта история известна нам благодаря сочинению Иакова Ворагинского "Legenda Aurea" (Золотая легенда) - собранию христианских легенд и занимательных житий святых, написанному около 1260 г.Предыстория возникновения этой легенды еще занятней:Шел славный 469 год, и на папском престоле восседал Геласий I, утвердивший  окончательную редакцию Нового Завета в 493 году, и прославившийся борьбой с ересью монофизитов, утверждавших исключительно Божественную природу Христа и отрицавшей его Человеческое начало.Не менее активно наш Геласий боролся и с языческими верованиями, в том числе со славными традициями Луперкалий. В XVII веке во Франции историк Тиллемон, а в XVIII веке в Англии Албан Батлер и Фрэнсис Даус предположили, что День святого Валентина был введён для замещения именно этого языческого обряда, совершавшегося 15 февраля.Луперкалии (Lupercalia от lupus — «волк») были древнеримским языческим праздником плодородия в честь Луперка (Lupercus) — бога Фавна и богини «лихорадочной» любви Juno Februata.Фестиваль, связанный с пастушеским культом, проводился каждый год с 13 по 15 февраля в гроте Lupercal у подножия Палатинского холма, где, по преданию, волчица выкормила Ромула и Рема, основателей Рима. Каждый год луперки, жрецы Луперка из патрицианской молодежи, собирались в этом гроте, где на специальном алтаре приносили в жертву молодых коз и собак, после ритуальной трапезы луперки разрезали шкуры жертвенных козлов, и, вооружившись кусками шкур и раздевшись донага, бегали по городу, стегали всех встречных кусками шкур. Женщины охотно подставляли тела под удары, так как считалось, что удар луперка дадут им плодовитость и лёгкие роды. В конце торжеств женщины тоже раздевались догола.Причиной возникновения такого обычая послужила «эпидемия» мертворожденных и выкидышей 276 года до н. э. Оракул известил, что для повышения рождаемости необходим обряд телесного наказания (порки) женщин с помощью жертвенной кожи. Люди, которые по каким-либо причинам имели мало детей или не имели вообще, рассматривались как проклятые и прибегали к мистическим обрядам, чтобы обрести способность к деторождению. В Луперкалиях участвовали даже члены знатных семейств.Разумеется, нельзя утверждать, что легенда о Валентине, сформировавшаяся в позднем средневековье, напрямую связана с событиями, происходившими в III веке, однако доподлинно известно, что именно Геласий запретил Луперкалии, что несомненно послужило причиной замены праздника плодородия и Луперка, традиции, продержавшейся около 700, лет кем-то другим, чем-то другим.

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения