You are here
Home > Музыка > Вокальный вечер Аскара Абдразакова

Вокальный вечер Аскара Абдразакова

Аскар Абдразаков — поистине голос с большой буквы. Один из величайших оперных исполнителей современности, народный артист республики Башкортостан, солист Мариинского театра, лауреат множества вокальных конкурсов, основатель Шаляпинского дачного фестиваля в Плёсе. 9 февраля он дал свой первый сольный концерт в Филармонии им. Д. Д. Шостаковича.

«Его Голос доставляет истинное наслаждение — сильный, страстный, с бархатным тембром глубокого баса..»

(El Pais, Madrid)

Аскар Абдразаков родился в Уфе — городе, подарившем миру такие имена, как Фёдор Шаляпин и Рудольф Нуреев. У этого певца обширнейший репертуар: партии Бориса («Борис Годунов»), Аттилы («Аттила»), Филиппа II («Дон Карлос»), Захарии («Набукко»), Мефистофеля («Фауст»), Кочубея («Мазепа»), Дон Жуана и другие.

Аккомпанировал Абдразакову Симфонический оркестр Санкт-Петербурга во главе с дирижёром Пьером Валле. Этот мастер настолько тонко чувствует свой коллектив, что смычки взлетали не просто синхронно, а абсолютно точно и слаженно — до доли секунды! Сам маэстро Валле притоптывал, приплясывал в такт ариям и получал истинное удовольствие от вечера — а это дорогого стоит!

Первое отделение Аскар посвятил опере «Дон Кихот» — своеобразная дань памяти великому земляку Фёдору Шаляпину, у которого рыцарь из Ламанчи был любимейшим образом. И сделал это певец необычно: прозвучали разные произведения трёх композиторов — Жюля Массне, Мориса Равеля и Жака Ибера.

«Это «вечный» образ, символизирующий любовь и мечту. То, чего так не хватает в наше непростое время. Я думаю, Дон Кихот в какой-то мере должен жить в каждом мужчине», — объяснил свой выбор партий Аскар.

Первыми прозвучали «Три песни Дон Кихота к Дульсинее» на слова Поля Морана: «Романтическая песня», «Эпическая песня» и «Застольная песня». Морис Равель писал их по личной просьбе Шаляпина. Воплощения Рыцаря печального образа в исполнении Абдразакова разнились: он предстаёт и дерзким влюблённым, и наивным романтиком, идущим навстречу ветряным мельницам, и поистине «опьяневшим» от любви.

Сочные, яркие опусы Ибера «Прощальная песня», «Песня для Дульсинеи», «Песня Герцога» ожили на сцене впервые со смерти Фёдора Шаляпина. Восхищает тот факт, что Аскар выбрал не самые популярные и любимые слушателями  произведения, а редкие композиции, знакомящие публику как с наследием великого баса, так и с репертуаром известных композиторов. В этом смысле певец продолжает свою просветительскую деятельность: ранее он в течение года занимал пост министра культуры Башкортостана, а сейчас ведёт передачу «Гримёрка» на радио «Орфей».

Завершающая композиция Ибера «Песня смерти» была наиболее величественна, устрашающе трагична: пылкий любовник вдруг предстаёт обреченным, смирившимся перед неизбежностью, с достоинством принимающим кончину.

Неожиданный подарок под занавес первого отделения преподнёс солист Мариинского театра Андрей Серов. Его великолепный артистичный дуэт (любовно сыгранная сцена из оперы) с Аскаром (акт 5 композитора Жюля Массне, писавшего оперу также специально для Шаляпина) сорвал бурные овации.

К слову, в те минуты, когда певец покидал сцену, музыканты продолжали вдохновенно творить. Прозвучали задорная увертюра Бизе к «Кармен», меланхоличная «Медитация» из оперы «Таис» и, пожалуй, самая проникновенная, щемящая, грустная и необыкновенно красивая «Павана, опус 50» Габриэля Форе.

Во втором отделении царили более известные классические произведения — арии из мюзиклов, позволяющие в полной мере оценить широту, вариативность и диапазон голоса Аскара, которому, кажется, подвластно всё. Зал погрузился в атмосферу золотого века Голливуда: звучали нежные, трогательные, душевные произведения великого романтика Коула Портера So In Love, Night and Day, Wunderbar, I love you.

Восторженные зрители не хотели отпускать маэстро со сцены, и напоследок Аскар исполнил страстные «Очи чёрные» — наконец на «великом и могучем» русском языке. И сделал это ярко, размашисто, вкладывая всю душу, любовь — неистово, талантливо… Великолепно!

Текст: Наталья Стародубцева

Фото: Алевтина Ханаева

comments powered by HyperComments