You are here
Home > Анонс > Византийская виза. Выставка Глеба Богомолова

Византийская виза. Выставка Глеба Богомолова

01.02.2017 — 10.04.2017

6+

В музее современного искусства Эрарта открывается выставка классика ленинградского

нонконформизма Глеба Богомолова.

Глеб Богомолов ни на кого не похож в ряду нонконформистских художников, и тем более в

официальном Союзе художников, в который он вступил только после перестройки.

Одни художники оглядывались на Матисса и Пикассо, другие — на Репина и Серова, для

Богомолова же лучшее в искусстве — византийские мозаики собора св. Софии (ныне Айя-

София в Стамбуле).

Ленинградский интеллигент, бунтарь, потомок староверов, не будучи воцерковленным

человеком, он был духовным художником с особым чувством истории, словно ощущающим

отсвет, идущий сквозь время от античности и Византии. Возможно, это чувство

пробудилось еще в послевоенном детстве, в Царском Селе — среди руин еще не

восстановленных дворцов, парков и храмов. И всю жизнь, в поисках идентичности

используя современные художественные коды, он писал работы-воспоминания, словно

жил когда-то, в предыдущих воплощениях, в Константинополе, а потом, спустя несколько

веков, в вольном Новгороде времен Феофана Грека.

Его работы не просто отсылают к культурным традициям поздней античности и

христианства, но создают особую визуальную мифологию, пространство горней печали по

канувшей в лету Византии и древней Руси, по несостоявшемуся Третьему Риму. Его

многослойная живопись с элементами коллажа, с искусно прописанными утратами

строится на сочетании изощренных фактур и больших цветовых плоскостей с

использованием позолоты. В его работах предметное изображение сосуществует с

абстрактным, физическое с метафизическим. Лаконичные и монументальные, они словно

несут в себе торжественную скорбь времени. Кресты, ковчеги, мандорлы (алые ромбы —

особые формы нимба в иконописи), столпы, колонны, архетипические герои,

метафизические абстракции — темы и жанры Богомолова. Он говорил: «Мы зависим от

всего, чтобы было и есть».

В 1980-е годы его работы воспринимались как бунт глубинного русского самосознания

против дежурной идеологии. С перестройкой пришли признание, выставки, условия для

работы, диктат рынка.

Художник участвовал более чем в 250 выставках во многих странах мира, его работы

представлены в Русском музее, Третьяковской галерее, Московском музее современного

искусства, в музее Циммерли в Нью-Джерси (коллекция Нортона Доджа) и других

собраниях.

Выставка в Эрарте — первая посмертная музейная выставка Глеба Богомолова.

Музей выражает благодарность Татьяне Богомоловой и Марине Гисич за

предоставленные работы и бесценную помощь в организации выставки.

comments powered by HyperComments