You are here
Home > Кино > Зоология: абсурд о красавцах и чудовищах

Зоология: абсурд о красавцах и чудовищах

kinopoisk.ru

Немолодая одинокая женщина Наталья (Наталья Павленкова) живет в маленьком приморском городке, работает в местном зоопарке, заботится о маме и давно не ждет от жизни сюрпризов. За долготерпение и безропотность Господь посылает ей сразу две новости: одну плохую и одну хорошую. Однажды утром Наталья узнает, что у нее вырос отвратительный длинный хвост. На следующий день она знакомится с молодым и симпатичным врачом — рентгенологом Петром (Димитрий Грошев). Несмотря на явную утопичность ситуации, странная парочка вступает в романтические отношения, похожие на любовь. Оказывается, если любишь, то и хвост не помеха. Героиня, сомневаясь и радуясь, веря и не веря в происходящее, молодеет на глазах и расстается со своим неизжитым инфантилизмом. Она открывает в себе способность совершать поступки и находить решения, главное из которых ей предстоит принять в конце фильма.

Картина совместного производства России, Германии и Франции не содержит никаких намеков на зарубежную жизнь. Участие иностранных партнеров сводится, по всей видимости, к финансовой и технической части. На экране — убогая действительность безликой российской провинции. Там живут сытые от равнодушного бытия толстоносые женщины, похожие друг на друга, как колобки. Наверняка в этом городе у моря есть расцвеченный туристический центр с набережными и пляжами: летом там бурлит совсем иная жизнь. Зимой ветреное и бесснежное захолустье, где церковь заменят маленькое молельное помещение, превращается в рассадник скуки, глупых суеверий и непробиваемой безнадеги.

Режиссер Иван Твердовский (II), сын известного документалиста Ивана Твердовского, бесстрастно документирует грустную реальность. Неровные движения и сугубая правдивость изображения камеры оператора Алекса Микеладзе поначалу напоминают пресловутую «Догму». Когда действие картины перерастает явь, меняется и картинка. Она становится немного сказочнее, ярче, теплее.

Авторы фильма назвали его фантастической драмой. На самом деле ощущения фантастики в картине нет и в помине. Разве кто-нибудь не знает, что у старых дев, уставших от бесплодных ожиданий, замученных иссушающим прекрасную душу бытом, однажды вырастает хвост? Собственно, ничего более необъяснимого сюжет не предполагает. Все остальное — типичная социальная драма. Серый город, свинцовое море, тусклая жизнь. В этой жизни каждый устроился, как мог, поэтому у каждого врача есть своя причина не удивляться и не замечать непостижимое — уродливый хвост, выросший за одну ночь у обычной женщины. Слухи о страшной «хвостоноске» вмиг расползаются по городу и хоть немного разнообразят унылое существование обывателей.

17972829-868184

На этом фоне амурные отношения Натальи и Петра кажутся пиром во время чумы. Эта химеричная любовь и служит основанием определить жанр фильма как фантастику. Она представляется самым непостижимым чудом, затмевая собой даже хвост. Весь фильм пронизан ожиданием развенчания этого дива, и тревожная струнка неверия в него составляет главную интригу повествования. Известная сказка о красавице и чудовище здесь сначала меняет героев ролями — красавец влюбился в чудовище, во что поверить не так то просто. Однако именно эта абсурдная мысль возносит фильм над безжизненной действительностью и делает его художественным произведением. В конце концов герои занимают привычные позиции, все вновь встает на обычные места: нет, все таки это красавица полюбила чудовище. И теперь ей предстоит решить, как жить с этим дальше.

Самое первое слово, которое появляется на экране — Arthouse. Так называется кинокомпания, которая 24 ноября 20016 года выпустит фильм в широкий прокат. Иван Твердовский раскрывает карты сразу — да, его работа — это артхаус, эксклюзив, это для думающих и способных к осмыслению. Режиссер намеренно выпускает уже вторую фестивальную работу. Его первая полнометражная картина «Класс коррекции» получила призы на киносмотрах в Сочи и Карловых Варах.

«Зоология» тоже начала свое триумфальное шествие по фестивальным экранам. После успешного показа на «Кинотавре» фильм побывал в Карловых Варах, Лондоне, Сан Себастьяне, Торонто и Цюрихе. Его ожидают на сорока престижных международных фестивалях. Первые призы — от гильдии киноведов и кинокритиков, а также приз за лучшую женскую роль для чудесной Натальи Павленковой картина получила в Сочи. Актриса номинирована также на премию Asia Pacific Screen Award – «азиатский Оскар». В первой половине 2017 года кинолента выйдет в прокат в США и Великобритании.

Текст Дарья Евдочук

comments powered by HyperComments